Колхоз имени GSM
Повышение квалификации |
Человеческий мир все же удивительно похож на мир животный. Например, всем известные рыбки-прилипалы — эти существа ленятся передвигаться в океане своим ходом, предпочитая бесплатно кататься на брюхе кита, акулы, барракуды или морской черепахи. А что — тут все удобства: и еда, и защита, и «халявный» транспорт.
У нас таким прилипалам тоже есть место: появившиеся в последние годы так называемые «операторские колхозы», паразитирующие на ниве услуг мобильной связи, очень похожи на этих рыбок. Они функционируют за счет крупных операторов связи, «питаясь» их выгодными тарифными планами, а заодно используют естественное человеческое желание сэкономить.
ГОВОРЯТ, МЫ БЯКИ-БУКИ...
Впрочем, нельзя сказать, что экономия — это плохо. Наоборот, это очень даже хорошо, особенно в условиях нестабильного поведения рубля. Нет ничего неразумного в том, что абонент пытается подобрать такой тарифный план, который включал бы максимальное количество услуг за небольшую абонентскую плату.
На это и рассчитывают «операторские колхозы» — небольшие компании, предлагающие самые выгодные тарифные планы, более дешевые, чем тарифы операторов «Большой тройки». Схема работы таких «колхозов» весьма проста — как юридические лица они подключаются к корпоративным тарифным планам операторов связи и перепродают SIM-карты частным пользователям.
Не стоит путать «операторские колхозы» и виртуальных операторов связи (т. н. MVNO — Mobile Virtual Network Operator). Первые — это небольшие компании, образованные с одной целью: заработать легкие деньги на объединении определенного числа абонентов в единую группу. Вторые — полноценные операторы связи со своими call-центрами и наборами тарифов. Единственное отличие виртуальных операторов — они работают без частотных присвоений и базовых станций, используя технические возможности крупных операторов сотовой связи. Так, на базе сети «МегаФон» в столице работают операторы «Матрикс» и «Алло Инкогнито», на мощностях оператора «Смартс» в регионах — «Евросеть».
У большинства «операторских колхозов» нет даже собственных офисов — вся деятельность осуществляется через представительство в интернете. Поэтому сайты пестрят яркими надписями вроде «Самые дешевые звонки» и «Лучшие расценки на связь!»
Если компании второго типа пытаются создавать какие-то дополнительные услуги, свои тарифные планы, то компании первого типа просто копируют предложения «Большой тройки» для корпоративных клиентов, ничего не добавляя от себя. Формально они даже не являются дилерами — по условиям контракта они могут подключать к корпоративному тарифу только своих сотрудников и их родственников.
Распознать «операторский колхоз» несложно. Название компании практически наверняка будет незнакомым, но очень заманчивым — обычно используются слова вроде «Gold», «VIP», «Супер» и т. п. В таких организациях, по большей части, при заключении контракта не требуются паспортные данные абонента — в рекламе это вежливо называют «оформление по желанию». У них нет сети продаж — только доставка курьером. В редких случаях у такой компании может быть свой миниатюрный call-центр (работает с 9 до 18 часов только по рабочим дням) и абонентский офис с красивой табличкой. Но по сути это «компания-прокладка», которая не производит практически никакого дополнительного продукта. Она существует, с одной стороны, на желании оператора связи подключить к своей сети крупного и, как поначалу кажется, корпоративного клиента, с другой стороны — на потребности абонента сэкономить на мобильной связи.
При подключении к «операторскому колхозу» договор об услугах связи вы будете заключать не с компаниями МТС, «ВымпелКом» или «МегаФон», а с каким-нибудь ООО «Вася Пупкин»
Аргументация при подключении к «колхозу» обычно ограничивается ритуальным набором фраз вроде «Мы работаем напрямую» и «Этот уникальный тариф можно приобрести только в нашей компании»
Никаких дополнительных сервисов к тем, которые по умолчанию предоставляет оператор связи, в «колхозе» абонент не получит
Некоторые «операторские колхозы» умудряются зарабатывать и на «целевых взносах» — плате за поддержание номера в базе данных компании. Фактически это плата за воздух
КАПЛЯ МЕДА В БОЧКЕ ДЕГТЯ
Основные преимущество, на которое упирают организаторы «операторских колхозов»? — сокращение расходов на сотовую связь. И действительно, звонки на мобильные телефоны внутри домашнего региона будут стоить меньше, а звонки на номера, оформленные внутри корпоративного тарифного плана (т. е. купленные у того же «колхозника»), могут быть вообще бесплатными. А вот тарифы на роуминг пользователем «колхозов» сократить не удастся, не изменится и стоимость передачи данных.
Это — практически единственное преимущество. Негативных эмоций от работы с такими «организаторами» гораздо больше.
Так, при подключении к тарифу с большим пакетом включенных минут или безлимитному тарифу, у вас, кроме авансового взноса, могут потребовать еще и гарантийный взнос. Да, операторы «Большой тройки» тоже практикуют такой сбор, но он через три-шесть месяцев возвращается на счет абонента. Гарантии, что «колхоз» вернет эти деньги, нет никакой — его безвременная кончина спокойно может этому помешать.
Кроме того, уточнить статистику своих вызовов, получить детализацию счета и т. д. будет затруднительно. Интернет-помощники на сайтах операторов обслуживают только частных пользователей, а корпоративным клиентам, которыми, собственно, и являются абоненты «колхозов», придется обращаться в call-центр своего «организатора». В некоторых случаях достаточно звонка в call-центр (а мы помним, что он работает только по будням и в рабочее время), в некоторых — личного визита в офис или встречи с курьером.
Если вам потребуется перейти на другой тариф, с этим тоже могут возникнуть сложности. Операторы связи обычно реализуют такой запрос практически мгновенно — достаточно набрать определенную комбинацию из нескольких цифр, после чего оператор снимет с вашего счета три-пять долларов и со следующих календарных суток начнет обслуживать вас уже по новому тарифу. А вот у «операторских колхозов» стоимость перехода может составлять до одной-двух тысяч рублей — только за факт переключения, — причем оплатить услугу можно только наличными в «колхозном» офисе, а выбранный тариф начнет действовать с первого числа следующего месяца. Потрясающий сервис.
Самое «приятное» то, что при безвременной кончине очередного «колхоза» — это, надо отметить, случается регулярно, — переключить свой телефон с сохранением номера на прямое обслуживание у оператора «Большой тройки» практически невозможно. Ведь при приобретении SIM-карты договор об услугах связи вы заключаете не с компаниями МТС, «ВымпелКом» или «МегаФон», а с каким-нибудь ООО «Вася Пупкин», которому и перечисляются деньги за услуги связи. Соответственно, телефонный номер пользователь не покупает, а получает его в длительную аренду. Сам же номер принадлежит юридическому лицу — тому «колхозу», который организует эту услугу. Поэтому распоряжаться своим номером после ликвидации «колхоза» абонент сможет только в том случае, если он заранее, еще при подключении, получил доверенность на совершение подобных операций. Таких предусмотрительных граждан, как показывает практика, очень и очень немного.
ЭКОНОМИЯ У ОПЕРАТОРОВ
Как показывает практика, абоненты в «колхоз» приходят за двумя основными услугами — безлимитными тарифами с красивыми номерами или льготными расценками на звонки внутри сети. Однако те же услуги можно получить и напрямую у оператора сотовой связи, да еще с дополнительными плюсами вроде круглосуточно работающего центра поддержки абонентов.
Безлимитные тарифы предлагают все операторы «Большой тройки». Тарифные планы «Эксклюзив», «Бизнес без границ» от МТС, «Безлимитный» и «Страна на связи» от «ВымпелКом», «Вызов Нон-Стоп» от «МегаФон-Москва» стоят всего от 2,5 тысяч рублей в месяц, да к тому же дополняются пакетами интернет-трафика и SMS. Кроме того, операторское предложение можно сделать более выгодным за счет подключения различных тарифных модификаторов и участия в бонусных программах. Заключение контракта сразу на год поможет сэкономить до 20% от суммы счета — таких условий нет ни у одного «колхозного» оператора.
Схема работы «колхозов» весьма проста — как юридические лица они подключаются к корпоративным тарифным планам операторов связи и перепродают SIM-карты частным пользователям
Льготные вызовы внутри сети можно получить несколькими способами. Основной путь — использование тарифных модификаторов типа «Любимого номера». С их помощью стоимость звонка реально сократить до 30-50% от базовой цены исходящего внутрисетевого вызова. Кроме того, можно стать корпоративным клиентом (для этого достаточно подключить от 3 до 10 номеров) и дополнить тариф специальными услугами — например, услугой «Свой круг» от МТС или «Моя команда» от «ВымпелКом». Все операторы «Большой тройки» могут предложить тарифные планы с возможностью оформления номера на физическое лицо. Механизм экономии в данном случае достаточно прозрачен: за небольшую абонентскую плату (порядка 100-200 рулей в месяц) абоненты получают безлимитные звонки внутри своего круга общения. Годовой контракт экономит еще порядка 15-20% на все вызовы на местные и мобильные номера. За дополнительную абонентскую плату в 600-700 рублей каждый абонент получит пакет из 2-3 тысяч минут для звонков на номера своего оператора на всей территории страны, а звонки внутри сети в домашнем регионе будут стоить 10-20 копеек в минуту.
ПОВЕРИЛА! АО «МММ»
Под видом «колхозов» действуют и откровенные кидалы, так что желание подключиться на выгодный тарифный план, да еще и без подписания контракта (который обычно предусматривает обязательный срок использования SIM-карты и абонентскую плату), пользователям может «выйти боком». Такие подключения рекламируют с помощью частных объявлений. Абоненту обещают, что за 50-100 долларов он получит SIM-карту со счетом, на котором будет в два-три раза больше денег. Ничего подписывать, равно как и предъявлять документы не надо — SIM-карту вам просто передадут из рук в руки где-нибудь в метро. Казалось бы, обмана никакого нет: абонент действительно получает вполне рабочую SIM-карту, на счету которой лежит оговоренная сумма. Но счастье покупателя длится недолго. Продавец, получив деньги, идет прямиком в офис оператора и получает бесплатный дубликат SIM-карты вместо якобы утерянной — ведь фактическим владельцем номера по-прежнему числится он. А SIM-карта в телефоне покупателя попросту блокируется.
«Колхозы» активно торгуют «золотыми», «серебряными» и «платиновыми» номерами, причем куда как за меньшие деньги, чем операторы связи. Выгодно? Так, да не так. Рассчитывать, что вам честно выложат историю использования «красивого» номера, не стоит. А учитывая тот факт, что красивые номера часто используются в рекламе, есть вероятность, что новому владельцу придется отвечать посреди ночи на запросы об эвакуации автомобиля или объяснять, что заказ строительной техники по этому номеру больше не работает.
Кроме того, среди «колхозов» немалую часть составляют и банальные пирамиды. Если на сайте написано, что компания ежемесячно выплачивает вам «авторский гонорар» при подключении новых участников, а также проценты с их оборота, то это как раз компании такого типа.
Естественно, операторы связи в курсе, что на рынке сотовых услуг действуют компании-посредники, подключающие новых абонентов к корпоративным тарифным планам. Однако как-то «разрулить» эту ситуацию им довольно сложно. С одной стороны, компаниям-операторам это не особенно выгодно, ведь ежемесячно корпоративный клиент ООО «Вася Пупкин» со товарищи приносит им значительный доход, который напрямую зависит от количества подключенных абонентов. С другой стороны, никаких законных способов поставить «колхозы» на место фактически нет: в соответствии с условиями оферты, которую оператор формулирует в своем договоре, он обязан предоставлять свои услуги любому заинтересованному в этом клиенту. А уж как тот будет распоряжаться своим имуществом — набором из десяти или сотни SIM-карт — дело десятое.
Так что обращаться в «операторский колхоз» или нет — личное дело каждого. В подобной связи есть свои плюсы, но имеется и порядочный список минусов. Главное — помнить о них, заказывая «самый выгодный тарифный план» у «самой надежной компании СуперГолдВипСвязь».
http://sotsprof.net/stati/kolchoz-imeni-gsm