Это был такой адреналин!
Ретро - Радио |
Радиохулиганство – локальный феномен, порожденный советской цензурой, отходит в небытие. Частоты, на которых еще 40-50 лет назад звучали запрещенные песни, диссидентские манифесты и крамольные анекдоты, сегодня молчат.
В Международный день радио «Взгляд» отыскал тех немногих энтузиастов, которые и сегодня продолжают «пиратствовать» на радиоволнах, и узнал, зачем им это нужно.
Запретный плод
Бум радиолюбительства, пришедшийся на 1930-е годы, не обошел и СССР. Несмотря на то что в каждом Доме культуры открылся радиокружок, а приемники продавались свободно, они все же подлежали обязательной регистрации. А еще радиолюбители каждый месяц сдавали в Частотнадзор отчеты о сеансах связи. Во время Великой Отечественной эти люди пригодились: из них формировали батальоны связи и определяли в штабы. После войны радиолюбителей становилось все больше, а во время хрущевской оттепели появились и хулиганы – представители «темной стороны силы».
Дело в том, что легальным вещателям нужно было сдавать уйму экзаменов и получать разрешения, а шарманщики, как еще называли хулиганов, собирали свои приемники на коленке и вещали. Кто-то – в пределах своего населенного пункта (такие в основном транслировали музыку с пластинок), а кто-то работал «на даль», пытаясь общаться с отдаленными геологическими станциями и даже зарубежными радиолюбителями. Очень скоро с хулиганами начали бороться и официальные радиоклубы, и КГБ, если пираты залезали на «не те» частоты. Однако движение росло и развивалось – пока существовала цензура. А после распада СССР, когда контроль пропал, начало затухать.
Сейчас, как утверждают немногие сохранившиеся пираты, радиоэфир в Украине снова жестко контролируется Государственным центром радиочастот. Это не мешает вещать на региональных частотах, но бума радиолюбительства не наблюдается. Его вытесняет интернет: в западных регионах страны вообще не осталось настоящих любительских станций, только сетевые. Радиохулиган со стажем и профессиональный радист Владимир Клименко из Донецкой области заверил нас, что уже много лет не «шарманит», а только слушает, но о сути явления все же рассказал.
«Радиохулиганом я стал в 12 лет. Мой товарищ продемонстрировал мне, что на средних волнах за краем диапазона есть не только ведомственные станции, а и целая жизнь – под названием „пионерка“. У товарища тогда был позывной „Восток“, достаточно распространенный среди свободных радиолюбителей. Свой называть не буду, так как у меня был редкий», – рассказал Владимир.
В 12 лет Клименко казалось, что пиратский эфир – это волшебный мир, где люди говорят то, о чем думают на самом деле.
«Это был такой адреналин! В эфире постоянно звучал шансон, рок и джаз. Пираты говорили о насущном, кое-кто вспоминал тюремное прошлое», – вспоминает Владимир
«У нас в эфире секса нет»
Вскоре Клименко наскучило хулиганить в эфире. Слишком мал был охват аудитории. Вместе с другом они записались в местный радиоклуб и получили дипломы радистов. Но Владимир каждую ночь настраивает свой радиоприемник, чтобы послушать Ландыша, Гвоздя, Дятла и других радиопиратов, постоянно выходящих в эфир Донбасса.
«Все начиналось с запрещенной музыки, потом перешло в живое общение. Крутили шансон, иногда даже в прямом эфире играли свои песни. А сейчас радиохулиганы говорят обо всем на свете. Не говорят только о сексе и политике – это правило. Общение в пионерке – это гораздо лучше, чем сидеть в социальных сетях. Ты слышишь человеческий голос, интонацию. Здорово же!» – рассказал Владимир.
По словам Клименко, в современном пиратском эфире не приветствуется мат. Но бывают случаи, когда хулиганам прощают ругань.
«Был один случай уникальный. Два радиолюбителя настроились так, что их передатчики вещали непрерывно на разных частотах, а приемники, соответственно, наоборот. То есть каждый мог и говорить и слушать, как по телефону. Так они пили по эфиру, натурально бухали! Чокались, говорили матерные тосты. Было очень колоритно!» – делится Владимир.
Представитель Государственного центра радиочастот Владимир Титаренко уверяет, что радиопиратства в Украине нет. А все, кто пытается этим заниматься, могут считаться правонарушителями.
«Их нельзя называть пиратами. Это нарушители, которые выходят в эфир, не имея легального позывного, зарегистрированного в лиге радиолюбителей или же у нас, в ГЦР. За такими нарушителями мы специально не следим, но если случайно отловили подобный сигнал, то фиксируем его и подаем информацию в органы МВД. А они потом находят нарушителя по сигналу и изымают все оборудование и блокируют доступ в радиоэфир», – рассказал Титаренко.
http://vz.ua/publication/28889-radiokhuligany-ostalis-tolko-na-donbasse?issue=255