Прямой накал страстей

Новости

Моноусилитель мощности Next Sound T1610

Когда-то миром правили инженеры. Обладая скромными по современным меркам средствами производства, они создавали удивительные вещи на грани технологических возможностей. А потом власть захватила бухгалтерия, и во главу приоритетов встала норма прибыли. Известная формула «товар — деньги — товар» постепенно трансформировалась в «деньги — товар — деньги». На производстве практически не осталось места ручному труду, индивидуальной доводке изделий, все эти пережитки прошлого осели в узких эксклюзивно-винтажных нишах.
Нет, конечно, технический прогресс не пошел вспять, но с подменой понятий подчас стал принимать причудливые формы, когда в конкурентной борьбе победа доставалась… серейшим.

Не потому ли многие из нас до сих пор неравнодушны к ламповой технике, винилу и даже абсолютно не актуальным сегодня катушечным магнитофонам, что все эти «топорно-филигранные» изделия изобилуют остроумными инженерными решениями, которые не прячутся в микросхемах, а буквально торчат наружу в виде вращающихся бобин, причудливых тонармов и ламп с тлеющими угольками накалов? И не потому ли, что эти громоздкие конструкции, где надо, вылизывались до микронных погрешностей без оглядки на стоимость нормо-часов тогда еще не китайского ручного труда?

Следующий звук

Винтажную технику до сих пор любят, коллекционируют, реставрируют и даже концептуально развивают. И не только больные этой темой японцы, некогда скупившие весь запас прямонакальных триодов 300B производства Western Electric. В Европе сегодня делают современные прямонакальные (!) лампы небывало высокой для их родной эпохи мощности. До сих пор в почете рупорная акустика, угольные резисторы, всяческая «бумага в масле» (конденсаторы) и прочие компоненты «бронзового века аудиотехники». Многие конструкции тех лет благодаря новым технологиям доводятся сегодня до совершенства — пускай и «посмертно» с точки зрения массового рынка. Результаты, которых добиваются в звуке «прогрессивные ретрограды», подчас впечатляют. И даже врожденные недостатки дедовских технологий воспринимаются скорее как достоинства: если не получается что-то искоренить, остается полюбить это и радоваться жизни. Нужно, впрочем, оговориться: сказанное не означает, что чем древнее техника, тем лучше она звучит. С уважением относясь к истории и ретроаппаратуре, не следует впадать в радикальное ретроградство, что довольно часто наблюдается в последнее время. Ведь и допотопные автомобили восстанавливают, холят и лелеют, но при этом никто не требует от них скоростных качеств современного родстера. Так и со старой аудиотехникой: там свои критерии качества, близкие и понятные одним и совершенно чуждые другим.
Как бы то ни было, отличный пример не японской, а вполне российской компании, которая способствует сохранности технического наследия золотой эры аудио (реставрация старой электроники) и воплощает бескомпромиссные идеи в ключе традиционной ламповой схемотехники (разработка и изготовление эксклюзивных усилителей) — Next Sound, Москва. Компания владеет хорошо оснащенной лабораторией со всем необходимым оборудованием (включая станки с ЧПУ) для производства сложных, собираемых вручную изделий, причем и корпусная, наиболее трудоемкая и дорогая часть производственного цикла освоена ею полностью. Помимо металла (медь, алюминий, нержавеющая сталь) предлагаются древесный массив и даже кожа для декоративной отделки корпусов. Тут занимаются не только усилительной аппаратурой, но и акустическими системами — как нетрудно догадаться, именно рупорными…
Истые фанатики ламповой техники, инженеры Next Sound имеют колоссальный опыт применения различных комплектующих — и старинных, и ныне выпускаемых такими же фанатиками в других странах, честь им и хвала. Им доподлинно известно, как «звучит» угольный резистор в анодной нагрузке такой-то лампы, а как — металлопленочный, проволочный или танталовый. И чем отличается, скажем, трансформатор Tango от трансформатора Hashimoto. Только в подобной атмосфере инженерного азарта и при наличии широкого технического кругозора могла зародиться почти безумная идея создать ламповый монстр T1610. И нет никаких сомнений в том, что одно лишь присутствие бухгалтера в радиусе ста метров от эпицентра этой идеи неизбежно свело бы ее на нет. Но, к счастью, ничего такого не произошло, и моноблоки T1610 сегодня изготовляются на заказ и успешно продаются.


Однотактный Илья Муромец

Именно так следовало бы назвать усилитель, отталкиваясь от его выходной мощности, если бы не два обстоятельства. Во-первых, это все же моноблоки, то есть два усилителя (за исключением случая с монотрактом, где нужен именно один). Во-вторых, лампа T1610, вокруг и ради которой все и было затеяно, не российская, а чешская, производства KR Enterprises. Лампа впечатляющая, размером с артиллерийский снаряд среднего калибра. По конструкции она, кажется, соответствует сдвоенной 845, хотя внешне на последнюю не похожа. Мощность рассеяния на аноде — 160 Вт, внутреннее сопротивление — 250 Ом (против 800 Ом у 300В, кстати). Прямой накал. Огромный по ламповым меркам анодный ток (ну и накальный, конечно). И, в отличие от прямонакальных триодов 211 и 845, а также ГМ-70, не нужно подавать на анод киловольты, достаточно 70 В, чтобы получить хорошую мощность при характерной для подобных триодов линейности. В общем, для разработчика ламповой техники — находка, да и только! Однако и не без подвоха. Выходной трансформатор становится проще, но при большом токе покоя (который еще нужно обеспечить в блоке питания) стандартный вряд ли подойдет, габариты сердечника будут как у небольшого строительного пеноблока.
Тем не менее трудности не испугали инженеров Next Sound, а лишь взбодрили и укрепили в решимости сделать на этой лампе по-настоящему концептуальный усилитель в чисто ламповом формате и в соответствии с философией компании в ее максималистской версии. Иными словами, никаких полупроводников даже в выпрямителях и никаких конденсаторов на пути сигнала (этот компонент фирма объявила принципиальным классовым врагом). А что вместо них? Межкаскадные трансформаторы. Штука громоздкая, трудоемкая и дорогая, но концепция есть концепция. Любопытство возобладало.
Дилемма «конденсатор или трансформатор» — известная.
Переходной трансформатор имеет важные преимущества, которые стоит перечислить.
1. Он позволяет эффективно использовать источник питания без потери мощности на тепло.
2. Трансформаторный каскад имеет меньшие искажения, чем резистивный (резистор в аноде лампы — необходимая деталь при конденсаторной связи), а спектр его искажений менее заметен на слух.
3. Трансформатор позволяет использовать лампу не только как усилитель напряжения, но и как усилитель мощности, передавать энергию от каскада к каскаду без потерь.
4. Трансформатор позволяет исключить «земляные петли», разделить участки прохождения постоянного и переменного тока, что снижает интермодуляционные искажения, делает звук чище и богаче обертонами.
5. Трансформатор позволяет «раскачивать» лампу в режиме сеточных токов (класс А2), получая почти вдвое большую мощность без использования дополнительного каскада катодного повторителя.
6. Трансформатор лучше решает проблему обратного тока сетки по сравнению с RC-связью: с одной стороны, необходимо применять резистор утечки сетки как можно меньшего номинала, но в то же время это ограничивает полосу по низким частотам, а разделительный конденсатор слишком большой емкости, необходимой для компенсации малой величины резистора, хуже работает на высоких частотах.
Однако все вышесказанное имеет смысл только при условии образцового качества межкаскадного трансформатора (требования к нему предъявляются даже еще более жесткие, чем к выходному), в противном случае ничего хорошего не получится. Таким образом, отдав предпочтение трансформаторам, инженеры Next Sound взяли на себя, так сказать, повышенные обязательства.
Совсем без конденсаторов, конечно, не обойтись, и они здесь есть, но только блокировочные и накопительные в блоке питания. Однако и это не электролиты, а пленочные конденсаторы японской фирмы Shidzuki, специализирующейся на разработке электронных компонентов для медицинской и лазерной промышленности.
Питание оконечного и предварительных каскадов полностью раздельное, от двух мощных сетевых трансформаторов. И если на входной каскад и драйвер работает кенотронный выпрямитель (U18 знаменитой марки Mullard), то лампа T1610 питается от двухполупериодного выпрямителя на газотронах 3B28. Газотроны от кенотронов отличаются наполнением баллона: здесь не вакуум заданной глубины, а инертный газ или пары ртути, которые формируют не только электронный, но и ионный ток. У газотронов есть выгодные свойства — очень малое падение напряжения и большие токи, но они совершенно не терпят емкостной нагрузки, поэтому между ними и банком емкостей стоит вакуумное демпферное сопротивление D-100, ограничивающее бросок тока в момент включения. В фильтрах питания, естественно, присутствуют еще и дроссели Hashimoto.
Вход у каждого моноблока один, небалансный (в тестируемой версии). Входной сигнал поступает на галетный L-аттенюатор громкости (один балластный резистор, через который проходит сигнал в любом положении ручки громкости, и коммутируемые на землю многопозиционным переключателем нижние резисторы делителя). Количество положений — 36, шаг — порядка 1 дБ, качественные танталовые резисторы Dale выбраны из-за отсутствия вносимой в звук окраски. Сам же переключатель — Khozmo (Словакия), с ножевыми серебряными контактами.
Далее идет входной каскад SRPP на двух одинарных пальчиковых триодах EC86 производства Siemens — раритет, если не сказать антиквариат. Первичка переходного трансформатора включена между анодом нижней лампы и катодом верхней. К слову, чем хорош SRPP (Shunt Regulated Push-Pull), или каскад с динамической нагрузкой? Возрастает перегрузочная способность, понижаются выходное сопротивление, а также искажения, уменьшается чувствительность к пульсациям анодного напряжения питания.
Драйверный каскад выполнен на прямонакальном триоде 814 (как вариант, через специальные адаптеры — 828, 211, 845, 300B) производства RCA в «военно-морской» версии (и где только они все это берут?!). Затем — еще один переходный трансформатор серьезных габаритов и наш супертриод T1610, работающий в классе А (и A2 с сеточными токами на пиках сигнала). А вот за ним… Нет, выходной трансформатор, конечно, есть, но — не в самом усилителе, а… в отдельном блоке! Что дает возможность укоротить длину акустических проводов и, самое главное, испытать разные трансформаторы в сочетании с конкретной акустикой и выбрать наилучший вариант. Общая отрицательная обратная связь отсутствует.
Трансформаторы и дроссели — знаменитых брендов Tango, Tamura и Hashimoto, а также не очень известного, но весьма перспективного Silk Transformer. Эта таиландская компания делает любые моточные изделия по спецзаказам на великолепном железе, пермаллое или аморфном сердечнике.
Остальные детали — тоже высшей пробы: угольные резисторы Riken Ohm и Allen Bradley, тантал, разводка одножильным медным проводом, керамические ламповые панельки. Естественно, присутствуют необходимые для безопасной работы усилителя реле задержки включения и защитные блокировки. Корпуса моноблоков изготовлены из листовой меди.
Токи покоя оконечного каскада и драйвера подстраиваются и индицируются с помощью миниатюрных стрелочных приборов. Весит каждый моноблок около 90 кг — и это, естественно, без выходного трансформатора.

http://www.hi-fi.ru/magazine/stereo/905880?utm_medium=ad&utm_source=mgid&utm_campaign=1.hi-fi.ru&utm_term=11219&utm_content=1753120#1