Образование стоит денег. Невежество тоже!
Аналитика и публицистика |
То, что Киев – мать городов русских, столица древней Руси, факт настолько известный, что даже излишне его приводить. Изначально городище это было основано ещё в послеледниковый период около десяти тысяч лет назад скифами-арийцами, пришедшими с востока и выбравшими высоко расположенную местность, не подвергавшуюся затоплениям многочисленными в то время окружающими реками и болотами, для своего постоянного оседлого проживания. То, что их прямой потомок, названный в христианских летописях Юрием Долгоруким, был исконно киевским князем, русичем, арийцем по крови, представителем древнего праукраинского этноса, уже как-то позабылось. Мало кто сейчас вспоминает, что основатель города Москвы, от которого возникло одноимённое государство и название языка, «лёгкой рукой» Петра-I переименованные на Россию и русскую речь, похоронен в Киеве, где его тело покоится и по сей день. Исследование его останков на генетическом уровне даже не проводится, поскольку нынешняя украинская власть не имеет с ним ничего общего.
Его сын Андрей, в отличие от отца, будучи слабодухим и боязливым, поддавшись продажному окружению, уже не столь трепетно относился к судьбе великого града своих предков, испытавшему жестокое Ордынское нашествие. Он перенёс древнюю столицу Русского государства на защищённые самой природой далёкие и холодные северные земли, вместе с византийской иконой Богоматери, мощами князя Ростовского Бориса и князя Муромского Глеба, многими верноподданными, единомышленниками, челядью, остатками войска, киевским языком, народными легендами, сказками и сказаниями, оставив на произвол судьбы многомиллионный простой люд, рассеянный по всей территории от Урала до Карпат и от Балтики до Чёрного моря. Этим, по его осмыслению, он хотел сохранить в изоляции этническую чистоту и религиозную самобытность древних русичей, не дав им насильственно смешаться с завоевателями.
Влившиеся в быстро растущее Московское государство северные финно-угорские и балтские племена: весь, жмудь (сомаиты), сумь, чудь, явь и др., а также южные народы тюркских этнических групп плохо воспринимали чужой для них язык. Для такого многоликого сборища, призываемого на службу в новую имперскую армию, приходилось даже выдумывать трюк с сеном и соломой, привязанным к разным ногам, чтобы добиться понимания и выполнения команды «сено – солома» то есть «левой – правой». С тюркских языков в московский язык начали проникать древние слова, часто однокоренные с современными украинскими, но построенные по иному принципу и с несколько другим значением. Внук Чингисхана звался Бату, по-монгольски Батор означает богатырь, по-украински Батько – отец, гетманская столица Украины называлась Батурин. Вполне закономерным стало искажение звуков и слов древнего киевского языка. Ошибки и отличия в разговорной московской речи со временем закрепились как норма на письме, и вошли в язык самих московитов. Активное межэтническое смешивание также сопровождалось смешением и искажением языка.
Изменённый, упрощённый, засорённый чуждыми словами московский язык легче воспринимался «разношерстным» народом, перестав быть историческим достоянием, но ставши популярным средством коммуникации, устраивавшим всех жителей нового государства, которое уже начинало формироваться как огромная многонациональная Империя, официально объявленная таковой в 1721 году самопровозглашённым императором Петром-I с благословения другой империи – Византийской. Библия на языке Кирилла и Мефодия, который византийские попы-миссионеры назвали старославянским, пренебрегши народным киевским языком, привнесла в московскую речь ещё и балканский, староболгарский диалект.
Именно оттуда в московский язык пришли отчества Иванович, Михайлович, Павлович, тогда как раньше было Иванов (сын), Михайлов (сын), Павлов (сын). Одна из грамот петровских времён была выдана на имя Меньшикова Александра Васильева. В метрике моей бабушки, родившейся в 1903 году, в графе «родители» написано «дворянин Иван Андреев Яновский и жена его Татіана Павлова». В свидетельстве о рождении моей матери, выданном в 1928 году Ободовским сельсоветом Тульчинской округи Подольской губернии, написано Серга Раиса Степанова. Такая форма отчеств сохранялась в Украине почти до конца 40-х годов XX столетия и была упразднена в новых советских послевоенных метриках. У старообрядцев, сохраняющих многие давние традиции Киевской Руси, и поныне при записи рождения в церковных книгах пишутся отчества старого образца.
Засоряясь другими языками, превращаясь из местного говора в популярное наречие, а из наречия в язык всего государства, московский язык становится межнациональным, продолжая традицию поглощения других языков, с которыми он непосредственно контактировал. В каждом национальном языке, московский язык, ставший уже интернациональным, видел угрозу самому себе, выражающуюся в сохранении его монолитности, целостности и доминантности. Московский язык можно сравнить с языковой «чёрной дырой», искажающей окружающее пространство и поглощающей всё вокруг, тогда как национальные языки – это солнца, отдающие свою энергию и гибнущие в полном истощении. Людей, противящихся этому, клеймили и уничтожали как врагов, переписывали истории целых народов, отрывая их от национальных корней и прививая к московскому телу. Именно поэтому, до сих пор, многие апологеты московской экспансии, подстрекаемые имперской Церковью, воспринимают героических защитников Афганистана как душманов, чеченских партизан – как боевиков, патриотических арабов – как террористов.
Постоянно завладевая всё новыми территориями и народами, московский язык был ориентирован не внутрь собственной нации, а наружу её, поэтому стал нетерпимым и агрессивным по отношению к другим языкам, это качество проявилось и в характере самих русских. Историки подсчитали, что за несколько столетий формирования московской Империи, раскинувшейся от Балтики до Тихого океана, её территория ежедневно увеличивалась приблизительно на семьдесят квадратных километров и составила в итоге 1/6 часть всей земной суши. Абсолютный рекорд в мировой практике государственного строительства! Книга Гиннеса просто отдыхает. Понятно теперь, почему так трудно самим россиянам остановить этот огромный, раскрученный веками государственный маховик, чтобы дать возможность всем бывшим вассальным народам, внутри и за пределами России, самостоятельно строить свои государства, пусть даже небольшие и изначально небогатые.
Если московский язык ограничить пределами самой России, её исторической территорией, то его изменения и искажения будут происходить значительно медленней, чем они происходят теперь, а политическое влияние на другие страны и народы сведётся к минимуму. Иначе говоря, языковая экспансия, поддержка и развитие московского языка в других республиках и странах, в том числе Украине, кроме вреда, наносимого местным национальным языкам, обходится московскому языку потерей его собственной чистоты и международного авторитета.
Так почему же он всеми силами, упорно и настойчиво старается удержаться за пределами своей страны? Не потому ли, чтобы в малой грамотности своего народа, разбросанного по огромной территории, который нужно долго и упорно воспитывать и учить, что очень дорого и сложно, постоянно обвинять граждан других наций в их неумении или нежелании изучать и правильно произносить московскую речь, открывая тем самым дорогу к дальнейшей экспансии и навязыванию уже русского языка. Как сказал Клаус Мозер «Образование стоит денег. Невежество тоже».
Юрко С. UT5NC