Донбасс, мы не устанем ждать тебя...
Аналитика и публицистика |
Донбасс !!!
Здесь всегда кипела шахтёрская жизнь, сюда со всей страны приезжали молодые люди. Здесь они своим тяжёлым трудом выдавали на гора очередные тысячи тонн угля. Влюблялись, ходили на танцы, строили шахтёрские посёлки, создавали семьи…
Я смотрю на пожелтевшие фотографии. Луганск, Кадиевка. Стаханов. Первомайск-Марьевка-Золотое... А на них такие молодые, такие счастливые лица. Разве мог я подумать, что именно отсюда, хоть и косвенно, начнётся моя жизнь свободного оператора. Меня не было ещё и в проекте, когда мои родичи стали причастными к становлению свободного АМ вещания.
Где, где, а в их среде нашлись умные хлопцы, которые стали крутить музыку в эфире. И по предварительной договорённости в определённое время из динамиков радиоприёмников раздавались приглашения дамам на свидания. Вот один из таких рассказов о свободных операторах, услышанный мною ещё в раннем детстве, произвел на меня неизгладимое впечатление.
Время шло. Мне, родившемуся на Дону и прожившему первые годы своей жизни на Донбассе, пришлось вернуться в свою хату на берегу Дона. Там я, безотцовщина, и вырос под неусыпным оком своего боевого деда - инвалида войны, очень сильного и доброго человека. Именно про таких людей говорят: «Последнюю рубаху отдаст».
С Донбасса мы привезли телевизор, который был, наверное, первым телевизором в нашей деревне.
Мне шёл четвёртый год, я ужасно боялся, когда по телевизору показывали паровоз,- боялся, что он сейчас наедет и задавит. Боялся, но смотрел фильмы про войну, забившись на русской печке за широкую спину деда. Вот, примерно с таким пониманием окружающего мира, я познакомился со своими друзьями - Сашкой и Валеркой, которые были не просто соседи – они приходились мне еще и родственниками. Мы с Валеркой - ровесники, а Сашка был старше нас года на четыре (как тяжело сейчас писать это простое слово - был).
Естественно, что в нашей компании он был заводила. Буквально при первом знакомстве мне было предложено поиграть в войну: мы с Валеркой против Сашки. Кто был за немцев, а кто за наших,- я сейчас уже не помню.
За неимением личного оружия, Сашкой нам было выдано по хорошей палке. Сказав, что мы должны спрятаться, Сашка убежал. Куда делся мой боевой товарищ Валерка, я не понял, но, тем не менее, занял оборону за стеной подвала. И приготовился к Войне!
Война ждать себя долго не заставила. С топотом и криками ТА-ТА-ТА, держа в руках свою палку, ко мне за угол забежал Сашка... Я, что было сил, ударил своего противника по голове выданным мне оружием, да так, что пошла кровь. Сашка стоял ошеломлённый, с окровавленной головой, и второй раз бить его по голове мне очень не хотелось. И тогда я сказал: «Падай, я тебя оглоушил». После этого случая, мне долго объясняли то, что в кино показывают всё понарошку. Но ещё долго играть в войну со мной никто не хотел.
Через какое-то время случился очень нехороший случай. Моя кровать стояла впритык с тумбочкой, на которой был телевизор, и я ночью спал головой у телевизора. В одну из ночей я проснулся от того, что лечу в лужу, в которую кто-то предусмотрительно бросил перину. Ничего толком не соображая, я сидел под дождём и смотрел, как бегают люди, вытаскивают вещи и бросают прямо под дождь. Так впервые я познакомился с действиями при пожаре, но пожара не случилось. А произошло следующее. Ночью, когда все спали, началась сильная гроза .Молния ударила в антенну, а кабель был подключен к телевизору. После того, как громыхнуло, все проснулись, кроме меня. Дом мгновенно наполнился едким дымом. Задняя крышка телевизора почти вся оплавилась, окно и стена были в копоти, антенный кабель выглядел так, как будто его пропустили через швейную машинку. За пару дней, дядя Лёша, отслуживший на флоте радистом и работавший киномехаником, починил телевизор. Это было моё первое близкое знакомство с электричеством.
Следующее моё знакомство с электричеством состоялось уже в скором времени, когда я засунул гвоздь в розетку. Не забуду ощущения, когда, словно железным пропеллером, меня долбануло по пальцам. Бабушка на меня за это ругалась, а я продолжал втихаря совать гвозди в розетку и получать пропеллером по пальцам, и мне это нравилось. Отучившись в школе 3-4 класса я решил провести электричество в сарай, где у нас была корова. Были найдены провода, вилка, выключатель и патрон с лампой. Всё это мной было тщательным образом закреплено и подсоединено. Но чуда, в моём понимании, не произошло. Как только я нажал на выключатель, задымились провода и перегорели пробки. Мне было строжайшим образом запрещено подходить к электричеству, пока я не освою школьный курс физики. Оставалось всего-то каких-то два года до физики,- и лампочки загорелись не только в сарае, но и на дворе. Физика и математика для меня были самыми интересными предметами, и эти учебники я принципиально не курил.
Дядя Ваня-кузнец, отец моего одноклассника Сереги. Он выращивал домашний табак, который мы с Серёгой помогали ему курить, научившись у него вертеть «козью ножку». Деньгами нас никто не баловал - «Приму» покупать в шестом классе нам было не на что. Этот навык в последствии очень пригодился в армии, - одной закрученной мной «козьей ножки» с махоркой хватало покурить всему караулу вместе с начкаром. Курили на переменах за школой. В один из дней директор школы и преподаватель истории Анатолий Васильевич шли вместе в сторону интерната и заметили нас.
- М.. понимаешь, разгильдяи… - сказал директор школы.
- Вы что там делаете?! - спросил Анатолий Васильевич. - Понятно, что врать не имело смысла. Я сказал:
- Курим, Анатолий Васильевич.
- Что курите? - продолжил он
- Географию… - ответил я.
- Вы только историю не курите! - и, разговаривая между собой, педагоги проследовали по своим делам.
Вот, где- то в это время, я подружился с Николаем. Он жил в интернате, и в одну из наших встреч поведал мне историю о том, что парень с его деревни учится в МАИ, а когда приезжает домой, то крутит музыку по радио и переговаривается с другими такими же радистами. У меня в памяти сразу всплыл рассказ про «Ромашку», который в Донбассе крутил музыку и приглашал девчонок на свидание. Вскоре я стал обладателем нарисованной схемы шарманки на 6П3С. Долго у меня ничего не получалось, пока, наконец-то, я в первые не услышал свою несущую в контрольном приёмнике. Сначала микрофон подключался к звуковому трансформатору, затем к резистору регулировки громкости. Ах, какой звук... То, что нужно перестроить приёмник, мне никто не подсказал. Так я и толкался на средних волнах, изредка проводя связи за границу своего административного района позывным «Эдельвейс», и основное время уделяя музыкальным программам.
В это время мною было сделано несколько шарманок моим друзьям, и у нас образовался свой деревенский коллектив нелегальных радиолюбителей (радиохулиганов). Одним из них был мой боевой друг Валерка, его шарманка работала совместно с ламповым магнитофоном «Чайка». Так закончилась школа вместе с помощником на ГУ-50, который отказывался нормально работать.
Когда я покинул отчий дом, река жизни закрутила меня в своём водовороте, надолго отодвинув свободное радио в сторону. Правда, был момент, когда я был в шаге от официального радиолюбительства. Это золотое времечко, прошедшее на коллективке UK1AWW в общаге Бонча на улице студенческой дом 5. Бывало, что сутками не выходили оттуда. Но не сложилось, пока я не встретился с бывшим «Вершиной», который жил со мной в одном подъезде. Сначала познакомились наши жёны, гуляя на улице с детьми, а там дело дошло и до нас.
Пили мы с ним недели две, жёны были в шоке, но после очередного скандала, мы замутили бизнес, и наши нечастые пьянки нам стали сходить с рук. Мы всё чаще слушали радио, большей частью свободных операторов на любительских диапазонах, частенько соревнования, контесты, которые и сейчас не являются для многих привлекательными.
Вершина прикупил Р-104 и сделал к ней сетевой источник питания.
Я соорудил антенну- наклонный луч 80 метров с высотой подвеса холодного конца примерно на 60 метров. И вот на голую сто четвёрку в АМ мы окучили 3, 5, и 9 районы.
После очередного ностальгического возлияния, мною была спаяна схема транзисторного АМ передатчика, а на следующий день и помощник на ГУ-74б.
В это время получил развитие 100 метровый диапазон, первопроходцами в нём были «Киловатт» - Олег (его уже несколько лет как не стало) и «Кортик». Они одними из первых стали отходить с пионерского диапазона на 3 МГц. Иногда доставалась гитара, и можно было услышать сольный концерт от Кортика. К ним стали подтягиваться солидные АМ операторы.
Диапазон ожил. Связи становились дальше - коллективы собирались всё больше.
Мрамор, Луч, Черный, RB3, Ацетон, Калина, Малыш, Погремушка, Пешеход, Жигули, Караван, Никотин ... этот список можно продолжать очень долго…
С Олегом, позывной «Киловатт» (впоследствии он работал позывным «Импульс»), мы познакомились случайно на Питерском радиорынке и много лет дружили. В день радио собирались у него на даче Мажор, Пересвет, Водяной, Кузнец, Озорник. Олег был увлечённый человек, как и большинство радиолюбителей. Его АМ усилитель имел в выходном каскаде ГУ-78Б, хотя основное большинство солидных АМ любителей предпочитают 2 - 4шт ГУ-81, но он оставался приверженцем металлокерамики.
Бывало, что к нам в гости приезжал из Новгорода Николай «Динамит» и его супруга Евгения «Атмосфера», иногда мы навещали их сами. Коля с Женей очень гостеприимные люди. Работали они на самодельном АМ передатчике с усилителем на ГК-71.
Примерно в это время довелось принимать участие в проектах связанных с профессиональным теле и радиовещанием. Данные передатчики создавались на базе завода им. Коминтерна командой местных специалистов и группой сотрудников НИИЭФА им Д.В. Ефремова. Передатчики имели название «Онега-2,5» и «Онега-5» с выходной мощностью 2,5 и 5 киловатт. Эту мощность в выходных каскадах обеспечивали лампы ГС-44Б в первом случае одна лампа, во втором - 2 лампы. На сколько мне не изменяет память, первые передатчики данной серии заработали в Нижнем Новгороде это радиостанция «Европа плюс» и телеканал НТВ. По завершении разработки передатчиков серии Онега, был создан передатчик для телеканала НТВ в Санкт-Петербурге. Антенна этого передатчика установлена на самом верху питерской телевышки. В Выходном каскаде передатчика для НТВ применена английская лампа, размером в человеческий рост. Во время запуска этого передатчика были некоторые сложности. Вышел из строя анодный трансформатор, и для его замены пришлось разбирать часть здания телецентра.
Советский Союз развалился,- стало посвободней, попроще. На частоте 2920 кГц, в USB, по вечерам неформально частенько болтали «за жизнь» солдаты - срочники, а иногда и офицеры. Так на этой частоте стали появляться свободные операторы, и любители АМ начали осваивать однополосную связь. Но всё же народ в АМ и в SSB был по большей части разный.
Мажор, Пятёрка, Синтезатор, Советский Цирк, Пересвет, Транзит, Одинокий, Профессор, Кузнец... Много интересного можно было услышать в первую чеченскую на частоте 2900… - И как несколько лет назад, будучи друзьями, спасали друг друга в Афгане, а сегодня нечаянно встретились в эфире, но уже по разные стороны баррикад.
Но свободное вещание не ограниченность 100 метрами. На частоте 6,6 МГц можно услышать не только нелегальных операторов из бывшего СССР, но и забугорных радиолюбителей. Так же пользуется интересом у свободных радиолюбителей частота 10460 кГц, USB. Летом она не так популярна, а вот зимой гораздо веселей. Это довольно интересный диапазон, и прохождение на нём можно наблюдать круглосуточно.
Многие из нас давно получили свои радиолюбительские позывные и первые категории, но в душе остаются свободными операторами.
Всё-таки радиолюбительство оно индивидуально. На мой взгляд, оно подразделяется на профессиональных «радиолюбителей», участвующих в соревнованиях, экспедициях, съездах, собраниях; на простых радиолюбителей, которых часто называют картофелеводами, но которых на мой взгляд большинство, - для них интересен сам процесс общения; на радиолюбителей - конструкторов, которые проводят с паяльником больше времени, чем в эфире. Ну, и конечно, на радиолюбителей, ведущих неофициальное вещание.