Без радио жизни не представляю
Знакомимся с коллегами |
Заканчивалось беззаботное золотое время детства и юношества. Я был занят изготовлением вседиапазонного приёмника с двумя преобразованиями частоты и первым гетеродином на кварцах. Всё своё свободное время уделял только этому. Однажды под вечер ко мне пришёл Женя, UT5DU, и стал агитировать меня сходить с ним на какую-то школьную вечеринку, которые я терпеть не мог по причине пустого убийства времени. Не знаю, что со мной
Старшеклассница Зина, ставшая позже моей женой. |
случилось в тот раз, но отказаться я не смог. На вечеринке мы познакомились с двумя старшеклассницами. С одной из них, Зиной, я начал регулярно встречаться, а позже она стала моей женой. С другой девушкой, Тамарой, у Жени отношения не сложились. Они поженились, но вскоре разошлись.
Со Львом Александровичем случилось несчастье. Он перенёс тяжёлый инсульт, и его парализовало. После длительного лечения в госпитале, он демобилизовался из армии и вместе со своей семьёй переехал в Москву, где проживала его мать. К сожалению, к занятию радио он вернуться уже не смог, хотя будучи от природы человеком талантливым, занимался изготовлением различных художественных изделий и писал стихи. Мудрые люди говорят, что учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся. Эти слова можно в полной мере отнести ко Льву Александровичу. После его отъезда мукачевские радиолюбители осознали, что в лице Льва Александровича они потеряли прекрасного учителя, талантливого от рождения педагога и близкого друга. Некоторые из моих друзей и коллег-радиолюбителей также выехали из города по разным причинам.
Виталий-UT5DAF и Анатолий-UT5DZ готовят антенну к полевому дню. |
Приближался 1967 год, который стал переломным в моей судьбе. В начале года я женился, в конце года родилась дочь Марина. В этом же году умерла моя мама. А ещё в этом году я поступил на заочное отделение общетехнического факультета ужгородского университета, учёба в котором требует отдельного рассказа. Мой отец с младшим братом переехал на постоянное жительство в Россию, на свою родину. Все эти стремительные перемены в жизни несколько ослабили моё увлечение, но не надолго. Со временем всё стабилизировалось, и жизнь вернулась в обычное русло.
Вскоре я приобрёл электромеханический фильтр и принялся за изготовление своего первого трансивера. За основу была взята схема Джунковского и Лаповка, опубликованная в журнале «Радио». Некоторые узлы были изменены по причине отсутствия необходимых деталей. Тщательно собранный и настроенный аппарат проработал у меня более пяти лет. Затем я обменял его на приёмник «Р-250», к которому сделал передающую приставку и некоторое время работал на этой аппаратуре. Параллельно начал постройку нового трансивера, часть узлов которого была собрана на транзисторах, а выходной каскад на лампе «ГУ-50». За основу этого аппарата я не брал какую-то готовую схему, а внимательно рассчитал частоты преобразований на каждом диапазоне для минимизации комбинационных частот и приёма по ПЧ. Трансивер имел малые габариты и вес, так как питание анодно-экранных цепей оконечного каскада осуществлялось по бестрансформаторной схеме. Свой «Р-250» с передающей приставкой я обменял на ряд измерительных приборов и несколько лёгких телескопических мачт.
Иногда спокойная и размеренная радиолюбительская жизнь нашего города скрашивалась приездом какого-нибудь гостя-радиолюбителя. Одним из таких гостей, побывавших у нас в 1969 году по приглашению Жоржа-UT5DS, был LZ1AI, Ангел из Бургаса, что в Болгарии. Этот страстный радиолюбитель за пару недель пребывания в гостях познакомился со многими нашими коллегами. Он хорошо владел русским языком и был интересным собеседником. За несколько дней до его отъезда, мы большой радиолюбительской компанией собрались в ресторане. После его посещения решили прогуляться по набережной реки Латорицы.
Было уже около часа ночи. Кому-то пришла в голову идея искупаться. Стояла тёплая летняя ночь и возражений ни у кого не было. Мы спустились к реке, разделись до гола и осуществили «аматорский заплыв». Все остались очень довольны. Этот заплыв запомнился на всю жизнь и сейчас, спустя 35 лет, Ангел при нашей встрече в эфире всегда вспоминает Мукачево и речку Латорицу.
Проводы Ангела-LZ1AI. Слева направо: жена UT5DZ,Жорж-UT5DS, Ангел и автор. |
К отъезду Ангела было решено сделать ему подарок. Жорж где-то раздобыл чемодан совершенно немыслимых габаритов, метра полтора длиной и с соответствующими остальными размерами. Сверху были четыре ручки и какие-то необычные замки. Чемодан был старым, но очень крепким. Таких чемоданов я в жизни не видел ни до того случая, ни после. Этот чемодан получил кличку «Куфер»- старое закарпатское название. И этот «Куфер» мы набили до отказа всяким радиолюбительским добром. Там были всевозможные радиодетали, листовой алюминий, стеклотекстолит, силовые трансформаторы, сельсины, генераторные лампы с панелями и многое другое. Общий вес оказался около двухсот килограммов, и мы переживали, как с ним Ангел будет справляться в дороге. Ещё одним достоинством этого чемодана было то, что его смело можно было оставлять без присмотра в любом месте, будучи уверенным, что не украдут.
Проводы Ангела. Слева направо: Ангел,жена автора-Зина и автор. |
Прохождение таможни также могло окончиться конфискацией с последующим долгим разбирательством из-за того, что на многих радиодеталях и лампах стоял штамп военной приёмки. Но Ангел об этом не беспокоился, Он уже долгое время был техническим работником аэропорта, носил авиационную униформу и лично знал почти всех лётчиков, штурманов и другой обслуживающий персонал болгарской авиации. Его только заботило, как добраться до аэропорта в Москве. Мы еле доволокли чемодан до скорого поезда «Прага – Москва», который проходил через Мукачево, и оставили его в тамбуре, так как поезд стоит всего три минуты. Неизвестно, что Ангел делал с этим чемоданом в пути, но вскоре из Болгарии пришло Жоржу письмо, что всё в порядке. Содержимое этого необычного «куфера» хорошо послужило многим болгарским радиолюбителям.
В 1972 году я получил первую категорию и занялся изготовлением усилителя мощности на четырёх лампах «Г811». Используемый мной готовый силовой трансформатор для питания анодных цепей имел большое падение напряжения под нагрузкой. Это мне не нравилось, и со временем я сделал бестрансформаторную схему питания с учетверением сетевого напряжения, получив 1200 вольт анодного напряжения с хорошей нагрузочной характеристикой. Вес усилителя сразу же резко уменьшился. Работать в эфире с усилителем стало веселее, недаром кто-то из радиолюбителей- шутников назвал его «увеселитель».
Осенью 1973 года мой близкий друг Юра Клайман-UT5DF со своими родителями и двумя младшими братьями выехал на постоянное место жительства в Израиль. В те годы проводы людей, выезжающих в Израиль, были равноценны проводам на «тот свет». Как известно, это был период отсутствия всяческих дипломатических отношений, а также запрет на контакты с Израилем в эфире. Но радиоволны не подвластны границам и политическим запретам. Человеческая дружба также им не подчинена. Примерно через полтора года после отъезда, Юра позвал меня однажды на «десятке» по имени, не называя позывных. Я его сразу же узнал и был очень рад этой встрече. В дальнейшем мы часто встречались на разных диапазонах «инкогнито» вплоть до снятия запрета в восьмидесятых годах. После этого наши позывные, 4Z4TA и UT5DK при встречах звучали в полный голос.
Женя, UT5DU постепенно отошёл от радио и приобщился к дружбе с «зелёным змием», что со временем и способствовало его раннему уходу из жизни. Мои неоднократные попытки вернуть его назад, к радио, к сожалению, ни к чему не привели. К середине 70-х годов в нашем городе осталось всего 6-7 коротковолновиков.
http://www.qrz.co.il/4x1im/index6.html
СергеЙ Сафонов, 4X1IM ex UT5DK