Дети и эфир. Есть ли будущее у коллективных станций?

Работа с молодежью

alt

Последнее время в эфире мы все реже слышим детские голоса. Скорее наоборот, голоса работающих на любительских диапазонах, все более дряхлеют…  При этом, немало любителей «побазарить» о стареющем радиолюбительстве. Вот, мол, во времена нашей молодости, мы пропадали на многочисленных колективках, к микрофону очередь стояла, морзянку учили и т.д. и т.п. Язык без костей, как говорится. К сожалению, мало кто подвергает осмыслению и объективному анализу причины старения нашего общего занятия. А еще меньше наблюдается готовых что-то исправить, подставить плечо, помочь.

Я имею цифровые данные о количестве коллективных радиостанций (этих главнейших кузниц кадров молодых радиолюбителей) по состоянию на различные годы в период «развитого социализма». Имею и нынешний список позывных коллективных станций Украины. Именно список позывных, т.к. далеко не все из этого списка представлены в повседневном эфире. Есть еще рейтинг коллективных станций Украины – украинского контест-клуба из которого также можно взять цифровые сведения. Если охарактеризовать снижение количества коллективок одним словом, то слово это –  крах. Не стану анализировать причины падения, они многим очевидны.

Однако поделиться размышлениями о состоянии дел в детско-юношеском радиолюбительстве меня подтолкнула реплика одного из радиолюбителей на сайте http://cr.hammania.net . Ему показалось, что в CQ WW с UR4RWW должны были работать дети, раз она принадлежит станции юных техников. Ну, я там ответил, что для детей проводятся детские «CQ ЮТ», «Молодежный эфир» и т.п. соревнования,  учитывающие специфику внеурочной работы, медико-санитарные и педагогические критерии, а также уровень подготовленности юных участников. Эфир не детская железная дорога, которая заборами и сетками отгорожена от всех иных участников движения. Эфир общий для всех: и для детей, и для взрослых. Поэтому детский паровозик на обычную железную дорогу в этом случае не выпустишь. А если выпускать, то это должен быть нормальный «паровоз» со всеми исправными системами и полной ответственностью за последствия его движения, которую могут нести (и несут) только совершеннолетние в т.ч. и начальник станции. Во все времена с «детских» коллективок в солидных соревнованиях работали тренеры и преподаватели данного учреждения, чтоб очередной раз испытать аппаратуру и продемонстрировать свои способности руководству учреждения, принявшего их на работу. Конечно, при наличии достаточно подготовленных молодых операторов – они включались в состав команды. На нашей коллективке всегда так и было.

Ну, ответил бы, да и ладно. Но ведь вопрос задел за живое. Захотелось и мне спросить: Что вы, взрослые, каждый из вас, лично сделали для того, чтобы в эфире снова начали звучать детские голоса. Как это было в 70-х - 80-х? Ведь добрая половина всех вас есть выходцами с тех, преимущественно замолчавших на сегодня, коллективок? Именно там вас подготовили и «вывели в люди» тогдашние тренеры, которые, нередко конфликтуя с начальством, не считались с рамкой учебных часов, пропадали с вами дни и ночи напролет. Лишь бы вы научились, лишь бы вам было интересно. Вы теперь мастера и специалисты великие. Многим из вас знания, умения и навыки, полученные в те годы в радиокружках, определили жизненный путь, поставили вас выше ваших сверстников в понимании многих процессов и не только в радиотехнике и радиолюбительстве, что позволило чего-то добиться в жизни.

С другой стороны - совковое мышление. Страна должна, страна обязана. А тут, вдруг, страна стала бедной. Если раньше бюджет наполнялся от деятельности заводов, предприятий, фабрик, колхозов, то ныне оно все приватное. Упали доходы бюджета. К тому же все мудрят, как бы не платить налоги. Теперь не то что на оборудование и содержание коллективки при учебном заведении нет средств, их нет даже на самое необходимое для поддержания жизнедеятельности школ и детских учреждений. За редким исключением. Кое-где, все-таки, нашлись благодарные ученики и взяли на собственное содержание кто картингистов, кто моделистов, а кто и радистов.

А вы, дяди взрослые, «философствуете» в эфире, что вот, мол, в наше время… Волнует проблема стареющего радиолюбительства? Помогите. Вспомните откуда вы вышли как радиолюбители, кто вас сделал таковыми, да и сделайте свой вклад – кто чем может. С миру по нитке – бедному кафтан. Тогда и право получите спросить за состояние дел и за судьбу своих средств. Нет в своем QTH кому помочь, помогите любой коллективке Украины. Коллективные станции Украины они все наши. Они все – радиолюбительское будущее нашей страны. По большому счету, когда нас не станет, какая разница из какого конкретного QTH будут звучать позывные наших потомков? Лишь бы наша Украина звучала, а не стала территорией для DX!

А коллективкам сейчас действительно трудно. Еще кое как тем у кого база и антенны пережили лихие 90-е – есть хоть за что зацепиться. Создать же коллективку на пустом месте – на сегодня, наверное, подвигу подобно.

Вот на моем примере. Отступление такое, может кому сгодится. Или в назидание. Два года назад решил оживить коллективку нашей СЮТ, модернизировать. Былую славу коллектива уже не восстановить, но что-то же можно попробовать? И хоть в помещении бывшей UK5RAI, затем UВ4RWW, UR4RWW все сохранилось как было при союзе (трансиверы UW3DI, «Я строю…», два «Луча», «Эфир», усилители), но... По большому счету, все это старье не способное сколь ни будь к трансформированию к современным требованиям и, прежде всего, к совместной работе с ПК, без чего сейчас в соревнованиях весьма трудно и не практично.

Так возникла проблема приобретения трансивера, хоть бы одного. А за какие «ши-ши»? После некоторых сомнений решил купить его за свои, кровные. В конце концов, выгонят с СЮТ – заберу его себе, если не будет последователя. Откуда деньги? Последние годы по вечерам подзарабатываю на заправке картриджей, как предприниматель. Конечно, близкие были совсем не в восторге от моего решения, а кто-то из коллег возможно и крутил пальцем у виска, но решение уже было принято. Так что через несколько дней мы с UZ1RM поехали в Киев и в UT5UGR за 1450 «условных» купили новый ICOM-7000. Выбрали потому что маленький. Можно, при необходимости, брать в дипломат-чемоданчик вместе с БП для поездок с целью популяризации КВ любительства, что немаловажно в нашей внешкольной работе. Но, при этом, он имеет все диапазоны, включая УКВ, имеет 100 ватт на выходе. Правда, побаивались, что в тестах будет перегреваться. Все таки 100 ватт, а он – ну совсем крохотный. Но, с другой стороны, производитель гарантирует. Известная фирма. Как говорится, кто не рискует, тот…

И вот на сегодня. Радиостанция ожила, приходят детки, интересуются. Показываю повседневную работу и работу в тестах. Конечно, не горят у них глаза, как у их сверстников 40-30 лет назад. Тогда вид массивного оборудования, звук работающих трансформаторов, разноцветные лампочки. А японские QSL-карточки, их полиграфия – просто ошеломляли! Даже учителей. Каждому школьнику такую хотелось подержать в руках, похвастаться перед сверстниками. А где взять эту карточку? Иди в наблюдатели. Сегодняшняя украинская полиграфия не хуже той японской, т.к. она от них пришла сюда. Раньше увидеть человека с переносной радиостанцией (Р-108, «Кактус», «Недра» и т.п.), поговорить с одноклассником через эфир, было на уровне местного чуда, сенсации. Ты же на пять голов становился выше своих товарищей! Теперь у каждого в кармане одна, а то и две мобилки. Нет чуда. Хоть и разъясняю, что по мобилке говорят двое, и никто их не слышит, а в эфире ты всегда имеешь невидимую аудиторию и это дисциплинирует, заставляет быть «на уровне». Плюс можно тренировать иностранные языки.

Но это так планировалось. Да не так вышло. Почему? (читать продолжение).

Василий Кияница UR5RU

http://nosivka-syut.at.ua/blog/ur4rww_radiostancija_nosovskoj_sjut/2014-12-18-23