Дети и эфир. Часть вторая.

Работа с молодежью

alt

Cами представьте, что сейчас могут слышать дети на 7.050… И что они после этого дома расскажут своим родителям. «Что» им давал слушать учитель. А нам, руководителям коллективок, без 40-ки и 80-ки никак нельзя. На 20-ке редко услышишь коллективку с Украины, чтоб пообщаться, поучиться и потренироваться с подобными себе. В послеобеденное время, время работы кружков – только 40 метров.

И вот теперь я, как начальник радиостанции, сам кручу ручку трансивера, чтобы всячески обойти 7.050 и 7.055. Самих оставить понаблюдать, как это было всегда, не могу. А без самостоятельных наблюдений, поисков заданных руководителем станций – трудно сделать оператора. Я знаю что говорю. Через меня их прошли десятки. И мальчиков, и девочек.

Как в сложившихся условиях готовить юных операторов? Ведь главным компонентом подготовки является опыт повседневной работы в эфире. Жду советов как это делать в условиях хамства и матерщины на святая святых – любительских диапазонах. Вы знаете сколько мне пришлось успокаивать 12-летнюю девочку в ответ на общий вызов которой, какой-то урод от радио тучным басом выплеснул: «Бандеровка!». Успокоил, нашел слова, сменили частоту. Она отважилась на повторный общий вызов – снова в ответ тот же голос и то же слово. И еще несколько, от которых мне перед ребенком стало стыдно. Не знаю. Был бы этот урод рядом – хоть в морду бы ему плюнул. А так – полное бессилие. Что мне говорить этой девочке? Рассказывать о прелестях радиоспорта? Так она уже убедилась. Еще и дома, и подружкам, и в школе расскажет.

alt

Вот так, товарищи взрослые. Дожились. Посмотрите в глаза тем, кто приходят на нашу коллективку. Они, вследствие особенностей возраста,  на всю жизнь запомнят услышанную грязную брань в эфире. Но это я пишу не к уродам от радио. К ним апеллировать бесполезно. Пробовал. Однако мы все, в обеих наших странах, должны понять, что нет никакой разницы с чьей стороны (страны) матерятся. Если это люди имеющие позывные (а вряд ли бы они покупали трансиверы и киловаттные усилители не имея позывных), то где тогда радиолюбительская общественность, где знаменитые «спецслужбы» и «радиоконтроль»? Ведь вся эта матерщина создана и подпитывается несколькими "людишками" удобно сидящими в мягких креслах, "людишками" о которых, при желании, уже давно можно было бы забыть. И их матерщина и хамство никому не нужны и ничего не решают. Но они позорят в глазах мировой радиолюбительской общественности обе страны. И урон этот никакими блестяще организованными и проведенными контестами, либо олимпийскими экспедициями не восполнить.

Надо же, эфир превратили в грязную помойку. Мало того, что не помогаем – своими руками опошляем и разрушаем будущее радиолюбительства, будущее нашего общего хобби о старении которого многие так не прочь порадеть, уютно усевшись в собственном шеке. Вы хоть думали, кому ваш шек будет нужен после вас? А вы в него столько средств вбухиваете. Не лучше ли о смене своей позаботиться?

Вернемся, однако, к техническим проблемам коллективки, всплывшим после приобретения трансивера. Не смотря на то, что я директор СЮТ – денег выбить для содержания радиостанции не могу ни копейки. Бюджет пуст. Ну, тогда «за свои», раз уж начал. 40 метров кабеля коаксиального в Чернигове «с рук по дешевке», 170 метров утолщенной полевки по объявлению на радиолюбительском сайте. А заодно, оттуда же, 100 метровую бухточку японского шнура. У прилукского радиолюбителя за 80 у.е. приобрел системный блок ПК, а на «Караваевых Дачах» – монитор. САТ собрал сам, согласующее ручное на 2-х КПЕ и одной катушке – тоже сам. Комплектовку, правда, купил. Не дорого, всего за 200 американских бумажек, купил усилитель на 4-х Г811. Оказался неисправным, надо делать. Бетонные опоры для антенн нашлись как бы бесплатно, однако пришлось "своими" оплатить их транспортировку и установку. На очереди ремонт рассыпавшихся от ветров и времени волновых каналов на 21 и 14. Изготовление и установка хоть бы двух квадратов на 10-ку. А это, кроме материалов, оплата аренды машины с телескопическим подъемником и оплата тем, кто выполнит высотные работы. У меня уже годы не те. Да и не соглашаются они поднимать посторонних.

Как тут не вспомнить с ностальгией былые времена? Для детей почти все, куда приходилось обращаться, старались помогать бесплатно. Не скажу, что шефы в очередь стояли, но решалось почти все. И рядовые радиолюбители тоже помогали, кто чем мог. Ни о какой оплате даже и не подразумевалось. Теперь все сайты пестрят объявлениями «Продам». С завистью читаю. Многое из продаваемого годами будет ждать своего покупателя. Не исключено, что так и не дождется и будет выброшено. Но чтоб детям подарить – наверное, и в голову не приходит? А у нас бы работало, служило благому делу содержания «пристанища» для нашей юной смены.

Вот дописал и прочитал написанное. Не все разыскиваемое перечислил. К примеру, полгода ищу где купить 30-40 сантиметровые кусочки дюралевых трубок с внутренним диаметром 30 мм для стыковки элементов сломанных волновых каналов. QSL-карточки надо бы заказать – тоже деньги нужны. Я уже молчу, что как бы помогло повысить оперативность автоматическое согласующее устройство, не говоря уже о втором рабочем месте – ведь коллективка же. В тестах результаты должна показывать выше индивидуалов. И за область, и за страну.

А еще с интересом и недоумением читаю о борьбе в верхушке ЛРУ. Вы, уважаемые, свою бы энергию и деньги на адвокатов на развитие детского радиолюбительства направили. Кто из вас хоть одну коллективку детскую взял на содержание? «Продам», «принимаю заказы», «вышлю по предоплате»… бизнес, бизнес, бизнес. Все во имя его родненького… На радиолюбителей верховодящая кучка смотрят тоже как на потенциальную клиентуру для своего бизнеса. Кто на журналах, кто на печатании карточек, кто на газете, кто на дипломах, кто на оборудовании. А после – хоть трава не расти! Получается так, что там, где всеукраинская радиолюбительская организация могла бы зарабатывать средства на свое развитие – все растащено индивидулами, а ей, как бедной родственнице, оставлен лишь QSL-обмен. Да и на тот, похоже, имеются завистники. Как по мне, «бизнесом на радиолюбителях» должна заниматься непосредственно штаб-квартира ЛРУ. Она должна иметь в этом приоритетное право. Тогда у нее и штат будет как в ARRL, и средства для развития, и QSL-обмен, возможно, бесплатный. Такая организация стала бы нужна каждому радиолюбителю и каждый бы считал за честь быть ее членом и носить ее значок. Но для этого надо победить алчность. Радиолюбителям надо избавиться от бизнесменов-прилипал в своей среде. А еще нужен инвестор-энтузиаст, который бы раскрутил весь маховик национальной радиолюбительской организации.

Поэтому я убежден, что результаты ожесточенной борьбы в верхушке ЛРУ не призваны увеличить количество радиокружков, юных операторов радиостанций, организацию и поддержку коллективок, порядок в эфире. Не похоже на это.  Этой рутиной пусть занимаются другие. А когда эти другие вырастят новое поколение радиолюбителей до уровня, что те станут пополнять ряды коротковолновиков, тогда тоже найдется какая то иная кучка, иных людей, но с такой же целью, как и сейчас: возглавить, чтоб управлять и… делить собранные с радиолюбителей деньги? Если бы этих денег не было, не было бы ни судов, ни желающих руководить. Конечно, об этом прямо никто не говорит. Как всегда, озвучиваются благовидные цели. Неужели так будет всегда?

Спасибо за внимание и за то, что дочитали до конца.

Василий Кияница, мастер спорта СССР по радиосвязи на КВ, начальник коллективной радиостанции UR4RWW при Носовской СЮТ,  Черниговской области.

P.S. Так как я не бываю на радиолюбительских собраниях высокого уровня, то просил бы этот текст приложить к их материалам в качестве голоса от одного из организаторов детского радиолюбительства. Всем 73’s. И благоразумия.

http://nosivka-syut.at.ua/blog/ur4rww_radiostancija_nosovskoj_sjut/2014-12-18-23