Жизнь продолжается!..
Знакомимся с коллегами |
Родился 1 августа 1953 года в г. Москве и осенью 1960 г., в 7 лет, как и полагалось, пошел в школу.
Учась в первом классе, благодаря моему Дяде, Василию Дмитриевичу Демьянову, собиравшему на моих глазах транзисторный радиоприемник, впервые познакомился с радиотехникой и по уши влюбился в неё. Маленькая говорящая коробочка буквально заворожила меня, а возможность доступа к пониманию работы ее внутренностей ощущалась, как овладение истинным волшебством!
Во время обучения в начальной школе я частенько простужался и болел. И, оставаясь дома один, когда родители уходили на работу, лежа в постели, мотал катушки индуктивности на картонных гильзах от охотничьих патронов, скручивал (в постели не попаяешь) из радиодеталей схемы детекторных радиоприемников на разные диапазоны волн, антенну брал от металлической кровати, а заземление от батареи отопления и слушал вещательные радиостанции на подаренные моим дядей американские ленд-лизовские наушники. С тех пор радиосхемы стали «жить» у меня в голове почти постоянно.
В первом и во втором классе был отличником, затем неприятные события, постоянно происходившие в нашей семье, коснулись моих взаимоотношений со сверстниками и учителями в школе, и дальнейшее школьное обучение превратилось в перманентное выживание. Однако все мальчишеские забавы того времени не обошли меня стороной: в четвертом классе я увлекся пиротехникой и основательно поостыл к учебе (вернее к школе – к знаниям-то я тянулся, а вот взаимоотношения все портили).
В пятом классе на уроке русского языка из-за моего мальчишеского озорства взорвалась небольшая самодельная бомба, сделанная из головок охотничьих спичек (целый коробок!) заклеенных в картонный цилиндр и снабженная взрывателем от елочной хлопушки. Школа была в шоке... Родители тоже...
В шестом классе у меня и у всех знакомых мальчишек было повальное увлечение поджигами. Делали пистолеты, кто во что горазд, покупали порох и дробь в магазине "Охотник" на Зацепском рынке и ходили стрелять на пустыри. Но я пошел дальше и сделал однозарядный пистолет, стреляющий свинцовой дробиной, забитой в капсюль "жевелло". Позже, в седьмом классе, мне даже удалось реализовать автоматическое перезаряжание, и на окрестных пустырях стали раздаваться не только одиночные выстрелы, но и автоматные очереди. В этом занятии меня интересовало именно решение технической задачи и ее практическая реализация. Стреляли чтобы убедиться, что правильно придумали и хорошо сделали.
Учась в седьмом классе, как-то раз, сбежал с «мозгомойки», именуемой классным часом, чтобы записаться в радиокружок Дворца пионеров на Ленинских горах. Получил за это «красивое» замечание на пол-страницы дневника и взбучку от родителей, и ... обрел сообщество единомышленников, также как и я, влюбленных в радиотехнику! С тех пор у меня в жизни появилось на порядок больше положительных эмоций! Я буквально жил ожиданием еженедельной поездки в радиокружок! Слава Богу, этого мне родители не запрещали.
Окончил 9 классов, после чего был отчислен за двойки по литературе, истории и русскому языку (мои самые ненавистные предметы), что не помешало успешно поступить в Московский радиомеханический техникум - МРМТ.
В конце первого курса сдал последний экзамен по злополучной литературе с помощью симплексной системы радиосвязи, самостоятельно разработанной и изготовленной совместно с другом-однокурсником. Заветная «тройка» была получена благодаря любимой радиотехнике. Со второго курса началось изучение радиотехнических дисциплин, что добавило в мою жизнь еще в шесть раз больше положительных эмоций: теперь к еженедельным занятиям в радиокружке Дворца пионеров добавились ежедневные учебные занятия радиотехникой в техникуме! Душа моя пела от радости познания в любимой области!!!
Параллельно с учебой в техникуме и увлечением радиотехникой строил бумажные модели ракет и запускал их во дворе, где жил, и со школьного двора. Нашел и даже успешно опробовал рецепт пороха, который уносил ракеты ввысь со сверхзвуковой скоростью. Ракеты со старта уходили не с шипением, как с обычными двигателями на черном порохе, а с громким ревом и исчезали в небе в точку. И лишь раскрывшийся чуть ли не метровый парашют позволял их увидеть в виде маленького белого пятнышка на голубом небе. Двухступенчатые ракеты преодолевали скорость звука, когда после включения двигателя второй ступени сначала был слышен хлопок разделения ступеней, и почти
На последнем курсе техникума помимо дипломных проектов мы с другом-однокурсником сделали скрытно носимую дуплексную телеграфно-телефонную систему радиосвязи. Беда в том, что для поступления на радиотехнический факультет МЭИ помимо математики и физики требовалось еще написать сочинение по литературе. А это для увлеченных радиотехникой технарей была откровенная "вешалка". Так, что мы оба на вступительных экзаменах писали сочинение под диктовку по радио (пригласив в специалисты девчонок-гуманитариев). Получается, чтобы поступить на первый курс желанного ВУЗ-а мы выполнили каждый по инженерной выпускной дипломной работе и успешно "сдали" ее "заказчику"!!!
Любовь к ракетам, а особенно к их электронным системам наведения, была оценена на «отлично» при защите диплома в 1973 году, что и послужило причиной благодарного расставания с техникумом. До сих пор вспоминаю время обучения в техникуме, как самое счастливое.
Советская оборонка встретила молодого специалиста с распростертыми объятиями и я, еще на дипломе изучив работу следящих приводов системы наведения ЗРК «Стрела», почти сразу отправился в командировку на далекий сибирский полигон смотреть на полеты ракет, самолетов-мишеней и при этом компетентно отбрехиваться на наезды смежников при каждом разборе полетов. Однако это мое занятие было прервано самым неожиданным образом:
Вручил мне эту телеграмму 19 октября 1973 года непосредственно в поле, на стрельбах, генерал-майор, командир полигона.
С осени 1973 по осень 1975 годов служба в Советской Армии, в ракетных войсках стратегического назначения, в полку связи, в радиомастерской. Ой, сколько было перечинено офицерских телевизоров магнитофонов и приемников! И сколько было придумано рацпредложений! А сколько было изношено гектаров портянок и съедено километров селедки!
Увлекательная жизнь армейских приключений закончилась и с ноября 1975 года началась взрослая
Приблизительно к 26-и годам у меня сформировалось вполне осознанное желание завести семью и воспитывать своих детей. Особенно хотелось дочку. Маленькие дети моих уже женившихся друзей и знакомых, чувствуя во мне "своего", к взаимному удовольствию, залезали на "большого и доброго дядю-Сережу", ощущая мою искреннюю любовь к ним. Однако неведомая преграда в достижении взаимности у девушек лишь вызывала душевную боль неразделенных чувств. Знакомства и общение не получались. Стоило появиться у меня лишь малейшей симпатии, как в общении вырастала стена недоступности и все мои попытки сблизиться с понравившейся девушкой заканчивались крахом. ... Спасала радиотехника. Чем тяжелее было на личном фронте, тем глубже я уходил в область, еще с детства приносившую мне радость познания и реализации. В радиотехнике все было понятно, честно и взаимно. Чем глубже я ее изучал и интересовался, тем большим вдохновением и радостью реализации она откликалась... А вот в общении, увы, взаимности не было.
Параллельно с учебой в МЭИ и работой по своей специальности, я стал приобщаться к занятию любительской радиосвязью. Сначала на коллективной радиостанции МГУ (ex UK3ACF), а затем получил и свой радиолюбительский
Ко времени окончания института я уже опять работал в «оборонке» и опять разрабатывал всякие радиотехнические всякости, которые, к моему нынешнему удивлению, в течение 25 последующих лет летали вокруг нашей матушки-Земли и успешно работали, защищая нашу страну. Были и гражданские разработки.
По прошествии 5-и лет с момента окончания ВУЗа, разработчиков с нашего предприятия направляли на курсы повышения квалификации. Я подошёл к этой почти формальной затее творчески и очень неформально, в результате чего получил второе высшее образование, в области вычислительной техники (МИРЭА). И вообще, середина восьмидесятых у меня была очень удачной в этой области: не успев закончить учебу, я по своей инициативе и при поддержке начальника отдела прочитал в своём НИИ для радиоинженеров-разработчиков курс из 11-и лекций и 17-и семинаров по проектированию цифровых схем и вычислительных управляющих машин, затрагивая также вопросы системного и прикладного программирования непосредственно в машинных кодах процессора. Мои разработки в области цифрового формирования СВЧ сигналов наделали много шуму на научно-технической конференции объединения (НПО «Радиоприбор») в 1986 году и были положены в основу создания нового класса приборов...
В начале мая 1986 года, за сутки в авральном порядке разработал передатчик радиозонда для дистанционного измерения параметров аварийного чернобыльского реактора. Подробная статья об этом была опубликована в январском номере журнала «Радио» за 2000 год.
В 1987 году, как-то само собой получилось, что я стал президентом клуба самодеятельной песни "Ау!" (гитару мне подарили на 18 лет, еще в 1971 году, и душа лежала к дворовым мальчишеским песням, к Битлам и к песням Владимира Высоцкого). Вместе с клубом мы сделали более тридцати загородных слетов и три огромных, трехмесячных московских фестиваля бардовской песни в 1989, 91 и 93 годах. Естественно, всем этим я занимался в свободное от работы время. На чистом энтузиазме и исключительно для души.
Летом 1989 года я основательно задумался над своим существованием в СССР и решил, что либо из него надо срочно уезжать, неважно куда, главное, чтобы там ценили интеллект, либо оставаться и создавать нормальные условия для жизни и творческой самореализации здесь. И я подумал: кому на Западе нужен пусть даже хороший инженер в 37 лет? И сам себе
С этого момента моя радиотехническая карьера остановилась, и я всецело отдался организационной и политической деятельности. Открыл Храм у себя в округе, расселил ветхий дом... И даже успел получить третье высшее образование, окончив Парламентский факультет Московского политического института при МГК КПСС! Поучиться у политических противников? С удовольствием! У коммунистов было чему поучиться!
В августе 1991 года, когда замолчали почти все радиостанции, а телевидение два раза подряд «крутило» «Лебединое озеро», я не на шутку разозлился на коммунистов, разозлился конструктивно и со своими друзьями пошел к Белому Дому. В результате, через несколько часов на коротких волнах 25-метрового диапазона (покрытие – вся Европа) появилась радиостанция «Свободная Москва», проработавшая всего сутки. Но это были именно те сутки, которые были так нужны многим людям. Имею за это медаль «Защитнику свободной России» и очень дорожу ей.
Во второй половине дня 3 октября 1993 года мне позвонил из Моссовета один из знакомых депутатов – Сергей Черняк:
— Сергей! Обращение Гайдара слышал? Люди идут к Моссовету, а говорить с ними нечем. Я знаю, у тебя есть звукоусилительная аппаратура, которую ты используешь на слетах. Срочно привози!
А в тот момент мы только что вернулись с очередного слета, и аппаратура была еще не распакована из рюкзака. Я закинул на плечи рюкзак с колонками, проводами, усилителем, микрофонами, сетевым источником питания и аккумулятором, и поехал в Моссовет. Установил, подключил и провел на балконе Моссовета целые сутки, обеспечивая людей на площади самой свежей информацией о событиях в городе, которую сам же и добывал из источников в Правительстве Москвы и из сообщений радиостанций и телевидения (CNN).
Я это делал от души, по своему искреннему желанию, по совести... и было очень приятно и неожиданно, когда через пару месяцев мне вручили грамоту, денежную премию и часы с гербом Москвы — подарок Лужкова.
В области
Четыре года работы, детально проработанные проекты, согласованные во всех инстанциях, собранный дружный коллектив, построенная и полностью оснащенная студия, 12 тысяч долларов вложенных денег, заключенные договора, наработанные рекламодатели... Всё в прах...
Через десять минут после объявления решения Комиссии ФСТР ко мне подошёл Генеральный директор «Эха Москвы» Юрий Федутинов:
— Что будешь дальше делать?
— Пойду на Пушкинскую площадь, положу шляпу и буду петь. Гитара в руках держится!
— Кончай ерундой заниматься, позвони мне завтра, мне нужен инженер по радиовещательному оборудованию.
— Юра! Ты с ума сошел? Зачем тебе нужен работник, который 4 года не был в отпуске и у которого руки трясутся после случившегося провала? Мне надо не к тебе идти, а в психушку ложиться как минимум на
— Тебе не психушка нужна, а нормальная работа с нормальной зарплатой!
— Ладно, я подумаю.
Через две
На «Эхе» занимался технической политикой, вопросами лицензирования и сертификации, развитием сети регионального радиовещания, компьютеризацией радиовещательного процесса, каналами подачи программ, передатчиками, антеннами и спутниками, техническими аспектами представления «Эха» в Internet и возглавлял техническую службу.
Уже давно я стал задумываться, почему одни люди живут яркую и интересную жизнь, а другие серую и скучную, одни легко зарабатывают десятки и сотни тысяч долларов в
42 года - для мужчин это рубеж переосмысления жизненных принципов и смотр достигнутых результатов. Многие цели достигнуты, многие мечты реализованы... Моя главная детская мечта стать радиотехником (как Дядя Вася!), затем радиоинженером и создавать новые радиотехнические приборы, осуществилась! Однако все, чего я добился в жизни - я сделал сам, своим трудом, в одиночку. Сам был "добытчиком" и сам же сохранял свой "очаг". Ни одна девушка, женщина, в которых я влюблялся за прошедщие годы, так и не откликнулась на мои чувства. Устав от одиночества и изголодавшись по душевному теплу, я был готов распахнуть свою душу чуть ли не на любой ответный знак женского внимания. Увы, в такой ситуации очень легко ошибиться с выбором. К сожалению, среди женщин существуют и те, которые рассматривают мужчин исключительно, как источник увеличения своего материального благосостояния.
Подведение промежуточных жизненных итогов помноженное на полученные знания в области социальной психологии и личный политический и организационный опыт привело к тому, что к лету 1997 года я получил для себя ответы на перечисленные выше вопросы. И написал книгу об успешной социальной реализации – изложил простым, разговорным языком одну из эффективнейших методик «сбычи мечт»: «Если этому
Одновременно с написанием статей и книги, используя на практике полученные знания и навыки в области социальной психологии, в декабре 1997 года выиграл выборы и по декабрь 1999 года был Советником районного собрания в Замоскворечье. Занимался тем, чтобы наши дворы, дома и улицы стали чище, благоустроеннее и красивее... В результате моей частично реализованной инициативы, Люсиновская улица в Москве, на участке от входного светофора до первого Люсиновского переулка (самое узкое «горлышко», где почти всегда была автомобильная пробка), стала шире на одну полосу. Конечно, хотелось расширить улицу на три полосы, и не на столь малом участке, а до Даниловского универмага... Но, сделал то, что сделал.
Осенью 1999 года я зарегистрировал домен radiostation.ru и приступил к созданию своего профессионального сайта «Радиовещательные технологии».
Окончание прошлого и начало нового тысячелетия оказались очень удачными. В июне 2000 года вышло из печати второе (доработанное и дополненное) издание моей книги. Этим же летом я поставил для себя новые цели в жизни и в профессиональном росте. И события не заставили себя ждать. С Нового Тысячелетия я вошел в состав редколлегии журнала «Радио». Два профессиональных журнала «Broadcasting» и «Install Pro» опубликовали серии моих статей по двум новым радиовещательным проектам. В январе 2001 г. была зарегистрирована собственная фирма ООО «Радиовещательные технологии».
В мае 2001 года питерский журнал «Телеспутник» опубликовал мое обширное интервью, затрагивающее не только профессиональную деятельность, но и события жизни, философскую позицию, увлечения... Впервые серьезное профессиональное издание проявило интерес ко мне не только как к специалисту, но и как к человеку, как к личности. Стало быть, заслужил.
На кафедре психологии МГУ, моя книга «Если этому
Сентябрь 2002 г. Мне 49 лет |
2002 год был годом больших перемен. Моя первая "удачная" попытка создать семью, и в мире, радости, заботе и любви воспитывать своих детей, обернулась крахом. – Ну, что ж? Пусть так. "И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду" (Евангелие от Матфея 5:40). – Отдал все и отрекся. Материальные потери (ради чего, собственно, за меня и выходили замуж) можно восстановить. Жаль потерянные годы, попусту растраченные жизненные силы и рухнувшие проекты. Их, увы, не вернешь. Но тут уж обижаться можно только на себя. Сам выбрал, сам и вляпался. Друзья предупреждали...
1 августа 2003 года встретил свой "полтинник". Дома, с родственниками и близкими друзьями. Собрал мальчишник. Было уютно, надежно, душевно и приятно.
В период с 2004 года по 2006 в журнале BROADCASTING появилось большое число моих профессиональных публикаций по организации радиовещания в России. Осенью 2005 года написал вещательную концепцию радиостанции бардовской песни "Каравелла", которая победила на Конкурсе. За серию публикаций по ламповым усилителям, которые сам разработал, получил дипломы второй степени журнала "РАДИО" за лучшие публикации 2005 и 2006 годов. В начале 2006 года, по заказу Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям, выступил соавтором написания Концепции внедрения в России цифрового радиовещания системы DRM. С сентября 2006 года меня пригасили преподавать в Гуманитарный институт телевидения и радиовещания. И одновременно с этим с 7 сентября я вступил в должность Начальника Управления частотных назначений телевидения и радиовещания Главного радиочастотного центра. За серию публикаций по легализации любительского радиовещания в журнале BROADCASTING получил Диплом Финалиста от Корпорации "Радио" в номинации конкурса "Лучшая публикация о радио в СМИ 2006-2007 года". — Право, достойные результаты!
Летом 2008 года я ушел из ГРЧЦ и серьезно занялся подъемом и развитием своего личного бизнеса ООО «Радиовещательные технологии», параллельно продолжая преподавать в Гуманитарном институте телевидения и радиовещания два предмета. Первокурсникам-звукорежиссерам — радиотехнику и четверокурсникам-менеджерам — коммерческое радиовещание. Каждый годичный образовательный курс заканчивается курсовым проектом. У звукорежиссеров это сборка лампового усилителя и демонстрация его работы, а у менеджеров — написание концепции радиовещательной компании и защита своего проекта на комиссии перед руководителями ведущих коммерческих радиокомпаний России. И это у меня действительно хорошо получается! По факту!
Анализируя свои жизненные результаты, как удачи, так и падения, я пришел к выводу, что развитие личности и социума возможно только через отдавание, через личный созидающий вклад в окружающий мир: «Хочешь подняться сам, подними окружающих тебя людей». Как по классике — «посади дерево, построй дом, вырасти сына». Однако этот принцип противоречит убеждениям и поступкам подавляющего большинства людей в нашей стране, которые стремятся подняться, унижая и грабя других, в массовом порядке калеча судьбы детей, и при этом находя безоговорочную поддержку своим преступлениям в судах. Собственно, потому основная масса нашего народа и пребывает в нищете и в перманентном выживании, что принципы, которым они реально следуют в своей жизни, эффективны для саморазрушения и деградации, а вовсе не для достойной жизни. Размышления на эту тему привели к написанию концептуальной статьи с конкретными позитивными предложениями. Каждое общество обязано рассказывать своим гражданам о методах, следуя которым можно успешно жить, развиваясь и принося пользу себе самому и обществу в целом. Статья «Это забытое слово ПРОПАГАНДА!» с изложением социально-психологической методики коррекции менталитета населения нашей страны в январе 2005 года была разослана через Национальную Ассоциацию Телерадиовещателей (НАТ) всем руководителям радиокомпаний России. Менталитет зависти, борьбы, выживания и паразитизма у подавляющего большинства населения нашей страны, доставшийся нам от коммунистов, надо менять на менталитет самодостаточности, созидания, достоинства и сотрудничества. И нужны для этого воспитание само- и взаимоуважения, обретение идеологии достоинства, пропаганда успешного образа жизни и эффективных, практических методов его достижения.
Одновременно с этим пересмотрел свои жизненные цели и пришел к выводу, что, когда уже давно перевалило за полтинник, и человек состоялся как личность, тратить время своей жизни стоит исключительно на созидание, на то, что наиболее хорошо получается, в чем компетентен, что приносит вдохновение от процесса и удовлетворение от результатов. И вспомнив свое юношеское увлечение неформальным радиовещанием, я решил его легализовать (разработав всю нормативно-разрешительную базу) и опираясь на почти 80-и летние стихийно сложившиеся традиции, создать воспитательно-образовательную организацию, вовлекающую молодых людей в интереснейший мир радиотехники, радиосвязи и радиовещания. Материалы и документы по этому проекту я собрал на сайте «Всем свободным!» — www.cqf.su. А для начинающих и не очень, написал душевную сказку о жизни радиоламп: "6Ф6С: Сказка для радиолюбителей про радиолампы и усилители".
С 2010 года, помимо основной работы, и преподавания в ГИТР-е, меня пригласили преподавать в МТУСИ на кафедру радиопередающих устройств. Рассказываю студентам радиотехнику, ламповую, транзисторную и интегральную схемотехнику, радиопередатчики... Те студенты, кто действительно хотят получить знания и выполнить настоящие «железные», а не бумажные дипломные проекты, приходят ко мне и сами собирают действующие радиопередатчики, модуляторы, спектродинамические приборы обработки радиовещательного сигнала... С 2012 г. по моей инициативе и стараниями коллектива лаборатории РПдУ на средних и коротких волнах начала работать студенческая вещательная радиостанция «Радио МТУСИ». Веду также конструкторский радиокружок и секцию по изучению азбуки Морзе. Проектирую синтезаторы, антенны, модуляторы, передатчики и даже приемники для Индивидуального радиовещания и даю их собирать студентам в качестве курсовых и дипломных работ. Проект www.cqf.su действует! А наработанный материал ложится в основу моей кандидатской диссертации.
Годы уходят, а личная жизнь все никак не складывается, несмотря на искреннее желание создать семью, четко сформировавшееся еще в 26 лет. - Что ж за проклятие такое на мне? – Ответ на этот вопрос я смог найти лишь в год своего 60-летия, посетив расстановки по Хеллингеру в исполнении лидера этого психологического направления в России Михаила Бурняшева. «Все мы родом из детства» – банальность, известная всем, но мало кто знает, как поправить то, что было поломано в детстве, и реально умеет это сделать. За две расстановки, в мае и в сентябре 2013 г., Михаилу Бурняшеву удалось «починить» мое подсознание. Удалось то, что не удавалось ни одному психологу за последние 36 лет (считая с моего первого обращения в 24 года, что не только не получается знакомиться и общаться с девушками, но и вообще нет представлений, как это надо делать, когда тебя охватывают чувства...). - Спасибо огромное!
Я не могу сказать, что с этого момента женщины толпой ломанулись признаваться мне в любви. Нет. Но пришло видение своих ошибок и заложенные с раннего детства неверные базовые представления о взаимоотношениях (вернее, их почти полное отсутствие) стали понятны. Стало ясно "куда копать". Ушли отчаяние и безысходность от непонимания причины постоянных неудач. Создалось впечатление, что черная полоса в личной жизни, непрерывно продолжавшаяся более 40 лет, наконец, заканчивается... Начало проясняться представление о создании правильных (отвечающих взаимностью) отношений. Процесс сдвинулся с мертвой точки.
Есть куда расти и над чем работать.
Жизнь продолжается!
Сергей Комаров UA3ALW
http://www.radiostation.ru/home/biography.html {jcomments off}