SOS: Спасите От Смерти?

Повышение квалификации

alt

Многие считают, что радиосигнал бедствия на морс SOS произошел от английской фразы «Savе Our Souls» — «Спасите наши души». Однако это не так. Вот история происхождения сигнала бедствия на море. Международная акционерная компания Маркони, имевшая в начале XX века монополию на оборудование радиотелеграфными станциями морских судов Англии и Италии, установила, что все суда с се радиостанциями должны пользоваться для передачи сообщений о бедствии сигналом CQD, то есть сигналом общего вызова CQ с добавлением первой буквы английского слова danger — опасность.

В повестке дня Международной радиотелеграфной конференции, которая была созвана в Берлине в 1906 году с участием России и еще 28 стран, был вопрос об установлении единого международного сигнала бедствия на море. Предложение компании Маркони утвердить сигнал CQD в качестве международного сигнала бедствия на море конференция отвергла, поскольку этот сигнал легко спутать с общим вызовом CQ.

Представитель германской фирмы «Сляби-Арко» предложил сигнал SOE ( ••• — — — ••), используемый в позывных судов, оборудованных радиостанциями этой фирмы. При обсуждении был отмечен существенный недостаток этого сигналя: так как буква Е передается по азбуке Морзе одной точкой, то при слабом приеме и в условиях помех сигнал может Быть искажен и не попят. Было принято предложение заменить букву Е на букву S. Получился ритмичный сигнал SOS (••• — — — •••), который и был утвержден.

Международной радиотелеграфной конвенцией, подписанной в Берлине 3 ноября 1906 года, как единый международный сигнал бедствия на море.

Моряки разных стран стали истолковывать значение букв, составляющих сигнал SOS, различными английскими фразами: Sаve Our ship (Спасите наше судно). Send Our Succour (Пошлите нам на помощь), Swim or Sink (Плыть или тонуть), Save Our Souls (Спасите паши души) и т. д. Из русских букв СОС составили фразу: спасите от смерти.

Однако после подписания Международной радиотелеграфной конвенции некоторые судовые радисты еще несколько лет продолжали применять сигнал CQD.

В начале суток 15 апреля 1912 года старший радист погибающего океанского лайнера «Титаник» Филиппе начал передавать но радио сигнал бедствии и позывные «Титаника»: CQD... MGY... Помощник старшего радиста Брайд посоветовал Филиппсу:

— Передай теперь SOS, это новый сигнал, и может быть тебе больше никогда не придется его посылать.

И Филиппс стал передавать SOS, на который отозвались и пришли на помощь многие корабли.

После гибели «Титаника» сигнал SOS стал единственным сигналом бедствия на море.

Но случалось, что передаваемый сигнал бедствия не был принят вследствие помех со стороны других мощных радиостанций. В связи с этим Международная радиотелеграфная конференция 1927 года установила единую международную частоту для пере» дачи сигналов бедствия на море 500 кгц (соответственно волна 600 м), а для обеспечения приема на этой частоте без помех все передачи, не являющиеся сигналами бедствия или безопасности, в диапазоне частот 500±15 кгц решила запретить.

Эта же конференция установила специальный сигнал бедствии для радиотелефонных станций судов и самолетов. Сигнал этот звучит по-русски: «Мейдей» (имеет значение «помочь мне». на фрапцузском языке) и передается судовыми радиостанциями на частоте 2 182 кгц.

Кроме того, Международная конференция 1927 года установила так называемые минуты молчания: от пятнадцатой до восемнадцатой и от сорок пятой до сорок восьмой минуты каждого часа запрещаются все передачи в диапазонах морской радиосвязи, за исключением сигнаиов бедствия, безопасности и срочности. Эти минуты предназначаются для наблюдения на международной частоте бедствия.

Р. МАЛИНИН