Тур Хейердал. LI2B. Через три океана

Работа с молодежью

Памяти известного норвежского путешественника Тура Хейердала посвящается

“Я с глубоким уважением отношусь к радиолюбителям во всем мире за то, что были способны сделать и за то, что сделали” – Тур Хейердал

“Границы? Я никогда не слышал о них, но знаю, что они существуют в сознании некоторых людей” – Тур Хейердал.

foto01

6 октября 2014 года исполнилось 100 лет со дня рождения всемирно известного норвежского путешественника, ученого и писателя Тура Хейердала. В своих экспедициях он использовал любительскую радиосвязь и его пример вдохновил меня на всю жизнь.

 

Как все начиналось

Мой путь в радио начался еще раньше, когда в детстве мы с соседскими мальчишками играли “в Кренкеля” – передавали с балкона на балкон “точки-тире” азбукой Морзе и световыми сигналами – была такая интересная детская игра. Потом были разные радиоконструкторы, усилители низкой частоты и цветомузыки, в моду вошли портативные радиоприемники – в народе их называли “транзисторами”, широкое распространение у “свободных радиооператоров” получили передающие приставки на лампе 6П3С (тогда “школу” радиохулигантства прошли многие), а усилитель мощности на 2-х ГУ-50 был верхом мечты всех работающих на “даль”. В 7 классе я упросил родителей и стал обладателем радиоприемника “Казахстан-2” с наушниками – такие использовались в радиотрансляционных узлах до “Ишимов”. Своими руками я сделал радио конвертер для приема любительских радиостанций на диапазоне 29 МГц, а немного позже дополнительный телеграфный гетеродин и мне открылся доселе неведомый новый мир КВ-связи на одной боковой полосе (SSB). После амплитудной модуляции (АМ) на капризной “десятке” это было что-то! Все вечера и ночи напролет я просиживал за приемником и наблюдал работу старших товарищей по увлечению на “восьмидесятке” и “сороковке”. К сожалению, малая растяжка диапазона 14 МГц в радиоприемнике не позволяла мне полноценно слушать высокочастотную “двадцатку”, которая как раз была интересна дальними связями.

Но тогда, в начале пути, та самая радиосвязь с экспедицией Тура Хейердала перевернула всю мою жизнь – я “заболел” путешествиями и можно сказать моя радиолюбительская жизнь в ее экспедиционной части началась cQSO с LI2B.

На связи с “Тигрисом”

Весь мир следил за знаменитыми экспедициями легендарного норвежского путешественника – плот “Кон-Тики” и папирусные лодки “Ра” были на слуху у мальчишек и девчонок всей страны. Новое плавание на “Тигрисе” началось в ноябре 1977 года из Басры в Ираке и продолжалось несколько месяцев. Благодаря радио мы узнавали новости о путешественниках, отважившихся на опасный переход на лодке, построенной из тростника.

 

foto02

Тур Хейердал на строительстве тростниковой лодки “Тигрис”

Радиолюбители-коротковолновики всего мира в те месяцы следили по радио за плаванием “Тигриса”. О значении радиосвязи вообще и любительской в частности Тур Хейердал написал в своей книге “Экспедиция “Тигрис”. Там есть и такие слова:

“От консорциума Би-би-си мы получили портативную радиостанцию для передачи репортажей с борта. Норман попробовал связаться. Никакого ответа. … Норман извлек из ящиков, на которых спал, другую рацию, взятую им на время плавания у своего друга-радиолюбителя, поскольку он не очень-то полагался на аппаратуру, полученную от консорциума”.

О практической пользе радиосвязи говорит тот случай, когда “Тигрис” находился в районе кувейтского острова Файлака, из-за разыгравшегося шторма лодку несло на рифы, оторвало два якоря, а экипажу грозила смертельная опасность. Всеми возможными способами с “Тириса” передавали SOS”. Сигналы бедствия удалось принять начальнику радиостанции теплохода “Славск” Роману Липскому, оказавшемуся радиолюбителем и воспитанником клуба юных техников из Херсона (UK5GAB). Сухогруз откликнулся на призыв и поспешил на помощь. Буквально через несколько часов “Тигрис” и его экипаж были спасены. Во время спасательных работ нужного взаимодействия между “Тигрисом”, “Славском” и мотоботом, спущенным с его борта на помощь терпящим бедствие, удалось достичь благодаря радиосвязи. “Славск” отбуксировал тростниковую лодку в безопасный район, а затем в порт Бахрейна.

Тур Хейердал очень тепло отзывался о радиолюбителях: “Норман условился с Би-би-си сообщать данные о нашем местонахождении, однако береговые станции не отзывались. Тогда он включил свою любительскую аппаратуру, и тотчас со всех концов света откликнулись взволнованные голоса любителей. Мы сохранили те же позывные, какими я пользовался на “Кон-Тики” и на обеих “Ра” – LI2B, и они представляли особый интерес для радиолюбителей, коллекционирующих двусторонние радиосвязи. Стоило Норману выйти в эфир, не адресуясь к кому-либо в отдельности, и от множества нетерпеливых голосов его наушники начинали гудеть, словно пчелиный улей. Но как только он кому-то отвечал, остальные замолкали до следующего случая. Сам страстный радиолюбитель, Норман весь вечер связывался с коллегами на востоке и западе, севере и юге, обмениваясь позывными и кодовыми данными о местонахождении, слышимости и разборчивости”.

Сам Тур Хейердал тоже брал микрофон и выходил на связь – в прошлом он был военным радистом. В составе интернациональной команды был и врач из Советского Союза – Юрий Сенкевич, участник предыдущих экспедиций Хейердала на папирусных лодках “Ра” и ведущий популярной телепередачи “Клуб кинопутешествий”.

foto03

Тур Хейердал с Юрием Сенкевичем на “Тигрисе”

Бывало, Сенкевич передавал весточки своим домашним через радиолюбителей. Удалось даже организовать прямые радиопереговоры Юрия Александровича с его семьей: жена Сенкевича – Ксения Николаевна, дочь Даша, сын Коля и теща приезжали домой к Константину Хачатурову UW3HV (nw RT3A). Он жил тогда на Маяковской – в самом центре Москвы, море помех, но антенна “двойной квадрат” и хорошая радиоаппаратура позволяли связывать родных с “Тигрисом”. Для этого с помощью Ответственного секретаря ФРС СССР Николая Валентиновича Казанского UA3AF (SK) оперативно был решен вопрос с ГИЭ о разрешении связи для “третьих лиц” через любительскую радиостанцию. Непростое дело по тем временам.

image22

Картина “Тигрис”, К.X.Хачатуров, UW3HV, 1979г. (35х55 см, холст, масло).

Потом была официальная встреча на UK3R в редакции журнала “Радио”, на которой Юрий Александрович сказал:

“Мы не представляли, как можно было плыть без радиосвязи. В те дни, когда по каким-либо причинам радиостанция “Тигриса” не могла выйти в эфир, все чувствовали себя оторванными от мира… А Валерия (UA6HZ – прим.UA9OBA) мы по праву считаем участником нашей экспедиции и выражаем добрые слова благодарности всем радиолюбителям”.

Статья о встрече в редакции опубликована в журнале “Радио” № 11/1978г.

foto04

Необходимое разрешение было получено. “Тигрис” дрейфовал вдоль берегов Сокотры по воле ветра и морских течений еще несколько дней. Хейердал записал в дневнике:

“Мы в жизни не видели более красивого острова. Нам с Норманом он напоминает остров, где мы впервые познакомились, – Таити с устремленными к небу шпилями Диадемы. Карло предложил нам попробовать наладить радиосвязь с Сокотрой или Южным Йеменом. Мы попытались, но нам не ответили. … Никаких признаков жизни. Никакого движения. Никакого ветра. Положение отчаянное. Рискуем, что нас выбросит на скалы”.

Экспедиция миновала навигационные опасности, но не высадилась на острове – по решению Хейердала плавание “Тигриса” продолжилось на юг Красного моря. Там путешественники столкнулись с другой опасностью – судно оказалось в зоне военных действий на Ближнем Востоке. В книге Хейердал описал это так:

“Мы вошли во внутреннюю область Аденского залива. Слева простиралась северная часть Сомали и фронтовая линия. Справа – Южный Йемен с древним портом Аденом, на границах этой страны тоже было неспокойно. … Мы подошли к одной из самых “горячих” точек современного мира”.

Напомним, что это был 1978 год – шла война в Эфиопии, противостояние в Северном и Южном Йемене… До единого Йемена было еще далеко: две враждующие страны – Йеменская Арабская Республика и Народная Демократическая Республика Йемен объединились в Йеменскую Республику лишь в 1990 году. Пройдет еще много лет, чтобы на тот самый йеменский остров Сокотра в 2012 году смогла состояться почти невероятная по своей невозможности радиоэкспедиция 7O6T, вызвавшая широкий резонанс в радиолюбительском мире.Рекомендую прочитать статью “Восток – “дело тонкое”” Игоря Буклана RA3AUUhttp://www.hamradio.ru/socotra.html .

А тогда “Тигрис” попал с зону вооруженных конфликтов и только маленькая нейтральная страна на востоке Африки – Республика Джибути согласилась принять путешественников. Тур Хейердал решил закончить экспедицию в порту Джибути и сжечь историческое камышовое судно “в знак пламенного протеста против гонки вооружений и боев в Африке и Азии”.

Прежде чем спустить флаг ООН с мачты “Тигриса” Тур Хейердал послал радиограмму в Организацию Объединенных Наций Генеральному cекретарю ООН Курту Вальдхайму с мирным призывом ко всему человечеству, в котором, в частности, говорилось: “Сегодня мы сжигаем наше гордое суденышко с абсолютно целыми парусами, такелажем и корпусом в знак протеста против проявлений бесчеловечности в мире 1978 года, в который мы возвратились из открытого моря”. Все одиннадцать членов интернациональной команды “Тигриса” поставили свои подписи.

Генеральный секретарь ООН Курт Вальдхайм, кстати будучи сам радиолюбителем и сменивший на посту Генсека своего предшественника У Тана (тоже радиолюбителя – XZ2TH), ответил очень теплым посланием, от души поздравив команду с успешным завершением экспедиции и заверив, что ее призыв не пройдет незамеченным в ООН. Ладья прошла 6800 километров, проведя на воде 143 дня – почти пять месяцев. “Тигрис” завершил свой путь 3 апреля 1978 года.

На следующий день, всех участников экспедиции на “Тигрисе” по просьбе Валерия Агабекова UA6HZ в день его рождения принял у себя его друг в Джибути Петрос Рейсян J28AZ. Вся команда “Тигриса” гостила у Петроса в его шикарном доме несколько дней. Я помню этого активного радиолюбителя по связям на 28 МГц SSBи другим диапазонам. Вообще история знакомства с J28AZ была удивительной – Валерий UA6HZбуквально нашел Петроса в эфире, познакомился, подружился, рассказал о трудностях экспедиции с финишем и уговорил его принять экспедицию у себя. Представьте – все это заочно, по радио. Вот это и есть настоящее радиобратство! Потом Петрос, будучи уже в Марселе какF6GZA, приезжал в гости к друзьям в СССР. Интересное было время.

Пример экспедиций Хейердала на плоту и лодках оказался таким заразительным, что я бредил идеей организации речной экспедиции местного масштаба – из Назарово в Ачинск. Если по автодороге между городами было всего 40 км, то по реке Чулым все 240 км! Схожие проекты плаваний были у многих школьников страны, а книги Тура Хейердала об экспедиции на плоту “Кон-Тики” и папирусных лодках “РА-I” и “РА-II” были в числе любимых и читаемых во всем мире.

 

После плавания местного “Кон-Тики” по Оби новосибирские школьники отправились в США и вместе со своими американскими сверстниками сплавились на плоту по реке Миссисипи.

Главной же радостью для юных путешественников было приветствие от самого Тура Хейердала – ребята избрали своего кумира почетным президентом клуба, а его послание бережно хранится и поныне. Положительный экспедиционный опыт вдохновил школьников и их старших товарищей не только на водные путешествия – стали популярными походы на лыжах, пешие и конные переходы, вело- и дяругие приключенческие экспедиции. Так, зимой 1989-90гг. состоялся дальний переход на лошадях и оленях по сибирской тайге. В составе экспедиции снова были новосибирские радиолюбители – Александр Пашков UA9OA, Борис Шайдуров RW9OM и Ирина Заруба UZ9OA (ex UA9OMD, nw RZ9OA). Работа в эфире зимой из палатки – дело не простое и очень закаляет характер.

image19 image20

 

http://r9o.ru/?p=2914