UT3IWA и Полонина Руна (story by UR6ISU)
Клубная жизнь |
А началось все где то в апреле сего года (2016). Как обычно в Скайпе решали с Павлом US4ICI свои инженерно-технические вопросы касаемо СВЧ и не только. Ну и между прочим Павел задал мне вопрос, мол что собираешься делать на Полевой День? Честно признаться, я не рассчитывал выехать в этом году да еще на «дальние рубежи».
Отступая от темы, хочу отметить, что в прошлом году мы работали в команде UR5WD И.Доскоча с горы Красия, что расположена над селом Вышка Великоберезнянского района Закарпатья. Я с удовольствием вспоминаю тот Полевой День, тем более, что это был мой первый выезд в Закарпатье. С погодой тогда повезло и наше спортивное мероприятие было похоже скорее на неспешную туристическую прогулку. Высота горы небольшая. На вершине были участки, поросшие лесом.
Но, тем не менее тест состоялся и удовольствие было получено. Уезжал с мыслью: «Я сюда еще вернусь». Но не ожидал, что уже через год.
Возвращаясь к теме. С самого начала мы рассматривали 2 варианта. Первый – это поездка в составе команды Славы Жука US2YW. Второй вариант – прошлогодняя схема в команде львовян. Переговорами занялся Павел US4ICI. Спустя примерно месяц, становится ясно, что никто из них не настроен участвовать в Полевом Дне. Что делать?... Павел выходит на Вячеслава Баранова UT5DL, но как позже выясняется его не отпускают с работы и выезжать на тест он не будет. US4ICI переключается в своих переговорах на Петра Гаврилко UZ5DU, с которым собственно и решаются все вопросы. И вроде бы предварительно договорились, но Петр уезжает в командировку за границу и мы опять остаемся без связи с UR7D. Я, со свойственным мне пессимизмом, понимаю, что видимо выехать в этом году на Запад нам не светит и (признаюсь) даже пытаюсь подбить ребят с Мариуполя выехать на берег Азовского моря. Ведь отпуск я взял (всего 10 дней) и не хочется его просидеть в квартире перед телевизором. Но, тут в переговоры включается Денис US6IF, который в нашем разговоре по Скайпу выразил свое твердое желание ехать в Карпаты. Он знаком с Дмитрием Павликом UZ5DX и последующие вопросы решаются уже ими. По ходу дела оказывается, что не хватает второй мачты для 432 МГц и «Мариупольская секция» нашей команды решает высылать свой телескоп транспортной компанией прямо в Ужгород. Вместе с ней и 6 мешков личных вещей. Я же часть железок отправляю во Львов, где сейчас живет Андрей US8ITC. Трансивер отправлять не решился (а зря) и тянул с собой через Киев, где моим «привалом» было жилье Кирилла UR6IMF.
Первым из Донецка стартовал Павел US4ICI с семьей на своем стареньком Пежо. Ему предстояло пересечь несколько блок-постов по дороге в Мариуполь, где догрузить себе 1,5 кВт бензоагрегат. И далее через Черкасскую область едет во Львов. Там Павел отдает Андрею US8ITC недавно сделанный ФНЧ для нашего транзисторного РА на 144 МГц.
Я стартую из Краматорска на Киев, где сутки живу у Кирилла UR6IMF, гуляю по столице и дальше двигаюсь во Львов.
Мариупольская «сборная» в составе US8ICM (Максим), UT8IA (Евгений), US6IF (Денис) отправляется в 28-часовое турне на поезде Мариуполь – Львов.
US8ICM на перроне Тернополя
Собравшись во Львове, мы 29 июня утром впятером выезжаем в Закарпатье. Живописная дорога, горы, перевал, неповторимые виды завораживающих Карпат
По дороге родилась мысль – если бы каждый Украинец хоть раз побывал здесь, то наверняка и войны на востоке не было бы. Дружелюбные и гостеприимные люди, совершенно не шарахающиеся от русскоязычных жителей Донбасса. Очень хочется поубивать всех грязных политиков, которые из года в год сеют искусственный раздор, страшилки про бандитских Дончан и не вылазящих из подполья «западенцев», которые так и норовят повесить тебя на смереке…
Без приключений добираемся до объездной Ужгорода, где встречаемся с Павлом US4ICI и уже полным составом подъезжаем к коллективной радиостанции UR7DWW. Там нас уже ждет Дмитрий Павлик UZ5DX. Знакомимся. Короткая экскурсия по станции.
256 элементов на 144 МГц ЕМЕ UR7DWW
Понимание того, сколько усилий и средств вложено в постройку коллективки. Обедаем и за работу. Дмитрий выдает нам антенны, бухты кабеля, мачту, поворотку. Наша задача – состыковать все на базе, что бы не везти лишнее и не остаться без необходимого в горах. Я выбираю 2 х 12-метровых куска Н1000 кабеля с разъемами. Судя по даташиту, можно спокойно работать с «нижним» МШУ на 144 МГц и с некоторым компромиссом (потери около 1 дБ) на 432 МГц. Учитывая, что на 432 МГц мы без усилителя, то и МШУ конструкции US4ICI с обходом для работы до 100 Вт можно установить возле вибратора. Но, сбивает обещанный РА на ГС-35 и мы решаем «забить» на потери в кабеле по приему в пользу QRO в антенне. Забегая наперед, оказалось, что РА не работает на 430 МГц, поэтому мы его так и не использовали.
После того, как все собрано и разобрано, отложено и смотано, решаем съездить в Ужгород. Во-первых надо забрать все, что было отправлено из Мариуполя. Во-вторых, развеяться и погулять по городу. Я до этого никогда не был в Ужгороде и он произвел на меня вполне теплое впечатление. Людей не много. Тихо, спокойно, красиво. Чувствуется Европа.
Возвращаемся на коллективку, ужинаем за дружеским столом. Приезжает Петр Гаврилко UZ5DU, выслушивает наши пожелания и решает все наши оставшиеся вопросы. Параллельно, рассказывает о том, что нас ждет на Полонине Руне в случае непогоды (а по прогнозу как раз во время теста нас должно там основательно накрыть). Еще раз, забегая наперед, хочется сказать, что ни один рассказ о катаклизме в горах не может сравниться и близко с тем, что ты можешь ощутить на себе. Мы ощутили… Но, слава Богу, все живы – здоровы.
Подниматься решаем в четверг 30 июня, что бы не спеша успеть все собрать и опробовать. Выезжаем около 2 часов дня. Дорога из Ужгорода до Села Липовец Перечинского р-на Закарпатья. И дальше в горы. По мере подъема я понимаю, что в случае больших осадков мы просто не сможем спуститься с гор на трассу. По ходу подъема закипает УАЗик. Вынужденная остановка и живописные пейзажи.
Все таки, Карпаты это необыкновенный край. Край мольфаров и мавок. Край богатой и самобытной культуры, сохранившейся до наших времен.
Милуемся пейзажами, отдыхаем и наш УАЗ с прицепом, Rumster и Пыжик 306 добираются до Полонины Руны.
Краткое отступление. Полонина Руна — самая большая полонина Карпат. Через нее проходят многочисленные туристические маршруты. То, что за границей с придыханием называют альпийскими лугами, в Украине традиционно называется полонинами — горными пастбищами. Карпатские полонины поражают густым разнотравьем, здесь можно увидеть редкие растения: дикие фиалки, астры, маки и даже эдельвейсы. Отдельные, наиболее впечатляющие высокогорные луга, получили собственные названия — такие как Полонина Руна. Полонину Руну называют также Ровной. Это живописный массив на западе Полонинского хребта, который обнимают вершины сразу трех рек: Лютой, Шипота и Турицы. Руна поднимается на 1482 м. над уровнем моря, ее склоны густо поросли буковыми лесами, а сверху раскинулись мягкие альпийские луга. В долине есть несколько интересных для туристов вершин: гора под названием Полонина Руна, гора Менчуп и Руна-Плай.
Разгружаемся и отпускаем УАЗик. Теперь мы сами на высоте 1477 м (как показал GPS). Ставим спальные палатки, оборудуем кухню возле одного из железобетонных строений на вершине. Импровизированный ужин.
Хочу отметить, что впервые за 9 лет моих поездок на Полевые Дни и другие полевые тесты, мы впервые используем дрова. Это придает свою особую романтику в условиях гор. Нас снабдили металлической треногой, в комплекте с чайником и казаном. Каша из последнего была ну никак не хуже каких ни будь деликатесов в дорогом ресторане. Заодно, дым от костра отгонял назойливых и весьма кусючих насекомых. Последние стали для нас сюрпризом, ведь в прошлом году на горе Красия не было никаких крылатых кусачек. И никаких средств от насекомых никто не взял. Видимо, виной всему стало болото, образовавшееся на вершине полонины из-за постоянных осадков. Инкубатор насекомых.
В тот же вечер мы подняли мачту с антенной 144 МГц и установили рабочую палатку с аппаратурой на этот диапазон. С 70 см решили заняться в пятницу. Провели первые связи с Европой. Неожиданностью для меня стали станции из DL и I. Попытки запустить Мариупольский генератор не увенчались успехом. Как оказалось, карбюратор был забит мусором. Работали на 4 кВт агрегате команды UR7D. Последний нас ни разу не подвел, отработав весь тест без эксцессов.
Первая ночь прошла спокойно. В палатке было не жарко, но вполне сносно.
Утро пятницы началось с разбора карбюратора нашего генератора, его чистки. В итоге агрегат завелся и работал нормально, но запитать наш транзисторный 1,2 кВт РА – 144 МГц на 100% он не мог. Выбивало защиту. Снимать можно было порядка 500 Вт. Впрочем, до теста мы так и работали в эфире время от времени. Экономили бензин. У меня спрашивали, был ли спорадик? Нет, спорадика не было, но проход был хороший.
Смотря на Европейский горизонт, я очень жалел, что не взял с собой СВЧ аппаратуру. Думаю, в этот раз можно было неплохо поработать RS, так как сверкало отовсюду.
В пятницу продолжили работу по оборудованию позиций. Посовещавшись, решили запитать обе точки от одного генератора. Его 4 кВт должно было хватить для QRO на обоих диапазонах. Тогда мы еще не знали, что привезли с собой не работающий на 430 МГц усилитель. Это мы выяснили уже позже. Шэк 70 см мы решили развернуть в Румстере. Прикинули, что это будет оптимальный вариант, так как второй рабочей палатки у нас не было. Поставили «Мариупольский» телескоп с защелками и установили на него волновой канал 430 МГц. Скоммутировали связку трансивер - РА/LNA – антенна. Включились и удивились, что с РА перестали открывать Львовский «попугай». Тогда как на голый трансивер это легко удавалось.
Сразу оговорю, что это какой то хитрый усилитель, работающий с одним резонатором от 50 до 432 МГц. Как оказалось позже, никто никогда его не проверял на 70 см.
В общем, начали мы заниматься измерениями и выяснили на контрольном приемнике, что уровень после РА на 12 дБ ниже, чем с одного FT-847. Попытки настроить колебательную систему не увенчались успехом даже после привезенного UT5DL днем в субботу измерителя мощности. Нам удалось добиться лишь 30 Вт на выходе, то есть Ку=1 (с учетом потерь в кабеле раскачки). Так мы и отработали на 70 см мощностью порядка 30 Вт (потери в 2-х кусках хоть и хорошего, но длинного кабеля). Думаю, что автор этого усилителя явно что то не допаял или в цепи связи или где то после. Наверняка, что где то в цепи от анода до антенного разъема есть обрыв.
Но не только с радио были проблемы. Во время подъема в горы у Павла US4ICI в Пежо прогорел глушитель и в пятницу нам пришлось заниматься его ремонтом в полевых условиях. Последний заключался в том, что бы подвязать трубу глушителя с целью предотвращения ее отрыва и связанных с этим опасностей во время спуска. Эту работу героически взял на себя Андрей, US8ITC.
Во второй половине дня произошло нечто, что я никогда ранее не видел. Мы попали в облако. Буквально. Это невозможно описать словами, это надо видеть самому. Вот стоите вы на полонине, смотрите на ее край и вдруг оттуда начинает подыматься туча… Ну, не видел я никогда, что бы облака двигались вертикально… Это непередаваемое ощущение. Облако накатывается на вас. Через несколько минут вы в нем.
Стало сыро и холодно. Видимость сократилась метров до 100. Насмотревшись на чудеса природы и немного продрогнув, мы дружно подтянулись к костру на кухне. Горячий чай помог нам согреться. Чуть позже прошел небольшой дождик, который немного усложнил нам передвижения по местности. И после него ненадолго вышло Солнышко. Как то и жить стало сразу веселее…
Суббота началась как обычно. Все ждали начала теста. Женя UT8IA решил поработать в Карпатских далях. И во время теста из нашего лайнера на 2-х метровый диапазон пошел дурно пахнущий дымок… Вскрытие показало, что выгорел первый конденсатор ФНЧ и коротил выход РА на землю. Я не знаю, как называются эти конденсаторы, но их вид вызвал у меня недоверие еще во время монтажа ФНЧ в гараже во Львове. Мы с Андреем тогда однозначно сошлись, что согнутые из двух кусков пластинки со слюдой между ними ну никак не похожи на крутые Американские кондеры… И вот в поле мы видим, что слюда пробита, вокруг куча гари и надежное КЗ на землю. Я обматюкал их в очередной раз уже в присутствии конструктора этого ФНЧ.
UR6ISU и US4ICI в поисках неисправности. Ребята из команды прозвали это «Позой УКВиста»
Однако, вскоре оказалось, что виноваты совсем не эти конденсаторы.
Павел US4ICI: «Какой кошмар»!...
Попытка работать на голый трансивер оказалась также безуспешной. Трансивер сбрасывал мощность до 10 Вт !!! Мы уже решили, что где то отгорела антенна. Но, пошевелив СР-50 разъем на РЭВ-14 обхода РА, трансивер отдал все 50 Вт. Открутив разъем, я понимаю, что оплетка просто не зажата, так как кабель просто прокручивается в корпусе. Не долго думая, разбираю разъем и понимаю, что тот, кто его закручивал забыл вставить туда щечки, которые ставятся под гайку для фиксации кабеля и прижима внутренних частей разъема к его корпусу. Разбираю наш резервный кусок кабеля с таким разъемом, ставлю недостающие запчасти и вуаля! Все заработало. Пришлось правда выбросить ФНЧ и работать без него, что сказалось на приеме в диапазоне 70 см. Но, другого выхода у нас не было. Все это я описал специально, дабы показать любителям ламп, что современный транзистор при полном отсутствие всех защит не сгорает в момент, как все привыкли думать. Мало того, мы еще его насиловали и смотрели откуда идет дым… В итоге транзистор отработал свой 4-й Полевой День от начала и до конца. ФНЧ восстановим – не проблема. Главное, что транзистор живой. Вот вам и надежность. Впрочем, защиту ставить надо. Хотя бы по КСВ нагрузки. Она бы нам сохранила в живых ФНЧ.
Тест начали вовремя. Станций много. Разворачивались и в сторону Украины. Однако, на восток от Карпат какое то затишье. Почти никого не было. Из наших только B, N, S, W, Y и тех 1 – 2 станции. Пробовали работать с UR5LX и UX4IJ, но безрезультатно. Слобожанщина явно далековато. А Донецкая область надежно прикрыта горами. Хотя, Стой и был чуть южнее, но видимо еще что то закрывало.
Из интересного хочется отметить две связи с DL на 432 МГц. Они были проведены AS (отражением от инверсионного следа самолета). Максим US8ICM, работавший на этом диапазоне и, параллельно договариваясь о связи в ON4KST чате, рассказал, как один из DL сообщил ему, что возможна работа AS. И связь состоялась. Следом вторая. Через несколько секунд после нее DL ушли в QSB. В результате в логе появились 2 связи с Германией, проведенные 50 Вт на одну стрелу с затуханием в кабеле до МШУ порядка 1,2 дБ.
Горы дают знать о себе. И утром в воскресенье началось то, чем нас пугали. Я проснулся в машине (тоже впервые за последние лет 5 мне нечего делать ночью во время теста – операторы UT8IA, US8ICM отработали всю ночь) от того, что ее шатает ветром. В стекло лепит даже не ливень, а скорее сплошной поток воды. Рискнув и приоткрыв дверь я увидел тот самый горизонтальный дождь, о котором нас предупреждали ребята с UR7D. Страшные порывы ветра. Повезло, что не было града. Трудно представить, чем бы тогда закончился наш Полевой День. Этот катаклизм продолжался часа 3. Одну из жилых палаток завалило, в моей же была лужа воды. Рабочая палатка 144 МГц так же была вся в воде, и что огорчило – в ней была и аппаратура.
Когда чуть стихло мы решили собираться и убегать пока можем. Погода нам улыбнулась и сворачивались мы по легкому дождику, а под конец даже выглянуло Солнышко.
Демонтируем позицию 144 МГц
Фото команды в полном составе.
Слева направо: US8ICM, UT8IA, US8ITC, UR6ISU, US4ICI, US6IF
Но с Юго-Запада на нас надвигалась очередная черная туча и иллюзий мы не питали. Быстро погрузили все железо в приехавший за нами УАЗ и выдвинулись в базовый лагерь (коллективку UR7DWW). Там нас встречали Андрей UW8SM и Дмитрий UZ5DX. Первым делом мы развесили все промокшее на всем, что попалось под руку. Отдельно сушили залитый водой блок питания транзисторного РА.
Вечером был дружеский ужин, радиолюбительские разговоры и коломыйки под соседскую гитару.
Утром попрощавшись и обменявшись контактами мы выдвинулись в обратную дорогу на Львов. Там у нас было еще часов 5 на прогулку, что мы и осуществили. Дальше разъехались кто куда. US6IF, US8ITC, US8ICM, UT8IA поехали в Мариуполь, Павел с семьей остался еще на несколько дней в Карпатах, позже я встретился с ним в Киеве.
Вот так прошел очередной Полевой День коллектива Донецкой области.
Итог: 290 QSO на 144 МГц, 66 на 432 МГц,
замечательные впечатления от поездки и новых знакомств с коллективом UR7D (UR7DWW).
В заключение хочу выразить благодарность от имени всего нашего коллектива команде UR7D, в частности: UT5DL, UZ5DU, UZ5DZ, UZ5DX.
Это было ЗДОРОВО!!!
А всем домоседам совет – выезжайте на природу. Там вы узнаете совсем другое радио, командную работу, целеустремленность. Это интересно.
73! Роман UR6ISU команда UT3IWA (UZ3I)
http://www.ur7d.org/novosti/16-uz3i-in-kn18jt-story-by-ur6isu