Кто украл телефот? Или тайны дневника Б.Грабовского.
Ретро - Радио |
В романе «Брат мой, враг мой» Митчелл Уилсон использовал дневники Б. П. Грабовского, который первый в мире смог в 1928 году продемонстрировать передачу движущегося изображения с помощью полностью электронной системы телевидения.
Реалии этой истории – шпионские страсти, научные прозрения и достижения, «воплощенная американская мечта», просвещенная предприимчивость, подкрепленная капиталом, загадочный роман и даже украинский поэт… «География» – «места не столь отдаленные» Сибири, Санкт-Петербург, Нью-Йорк, Узбекистан (!), ГУЛАГ (Архангельск) … Исторические вехи – гибель «Титаника», революция, сталинский террор, Вторая мировая война, Холокост… Короче – невероятно закрученный сюжет, поданный в виде детективного расследования.
После такой преамбулы страшно не оправдать ожидания читателя. Придется брать его в компаньоны. Начинаем расследование.
Итак, набираем в Google1: «телевидение изобрел». Получаем в одной из первых ссылок: американец русского происхождения Владимир Зворыкин.
Через тот же Google ищем биографию «американца». Одна из первых ссылок указывает на статью под названием «Дэвид Сарнов», но об этом позже.
Итак, Владимир Зворыкин родился «в древнем городе Муроме 30 июля 1889 г. в семье богатого купца, торговавшего хлебом и имевшего пароходы на Оке и Волге».2 В 12 лет гимназист Володя во время летних каникул чинил динамо-машины и электропроводку на баржах отца. Когда сын окончил гимназию, Зворыкин-старший отправил его в Петербургский технологический институт. Там Владимир попал на практику в лабораторию знаменитого профессора физики Бориса Розинга. По совету Розинга Зворыкин в 1912 году едет в Париж к знаменитому физику Полю Ланжевену. Но начинается Первая мировая война…
Свою судьбу Зворыкин испытывает не один раз, но она оказывается благосклонна к нему. Вернувшись на родину, он служит в войсках связи. Революция. Его арестовывают по доносу и… оправдывают. В следующий раз он успевает выпрыгнуть из поезда, в котором арестовывают офицеров. В Екатеринбурге его все-таки арестовывают и сажают в тюрьму, но в город входят чехи, и его освобождают. Зворыкин добирается до Омска – столицы независимой Сибири. Сибирское правительство командирует его в Америку для закупки радиооборудования. Выбраться из Омска можно было только на север, и Зворыкин отправился пароходом по Иртышу и Оби к Карскому морю, а затем на ледоколе – в Архангельск, оккупированный войсками Антанты. Через Норвегию, Данию и Англию он накануне 1919 года добрался до США. Америка давно привлекала Зворыкина, но, верный обязательствам, он вернулся в Омск. Здесь он отчитался по прежним поручениям, получил новые и в том же 1919 году вновь отправился в Америку, на этот раз навсегда, так как убедился, что дни Сибирского правительства сочтены.
Получил работу в лаборатории компании «Вестингауз» в Питтсбурге, где занимался конструированием передающих и приемных электронных трубок, но руководство компании не поддержало его изысканий.
Его приглашает на работу Дэвид Сарнов, президент RCA (Radio Corporation of America). В 1931 г. Зворыкин создал конструкцию серийной трубки с мозаичным фотокатодом, решил проблему передачи цвета, заложив основы цветного телевидения. Уже в следующем году в Нью-Йорке на «Эмпайр стейт билдинг» была установлена телестанция, а заводы RCA начали производство первых телевизоров.
Когда журналисты окрестили Зворыкина «отцом телевидения», он воскликнул: «Я изобрел кинескоп и ни на что другое не претендую!»
Интересно, с каким таким научным багажом бежал Владимир Зворыкин в Америку, на чем строил свое гениальное изобретение?
Как уже упоминалось, Зворыкин работал в лаборатории Розинга в Петербургском технологическом институте. Спрашиваем вездесущий Google.
Борис Львович Розинг, как пишет в журнале «История телевидения» Л. Филиппова, родился в 1869 г. в Петербурге, в семье потомков «аптекарских детей»3.
Розинг окончил с отличием физико-математический факультет Петербургского университета, защитил диссертацию на степень магистра и стал преподавать в Петербургском технологическом институте. Там он получил лабораторию для опытов, где занимался созданием легких и компактных аккумуляторов, усовершенствованием окуляров Галилея, созданием аппарата для слепых.
Но более всего Розинга занимала идея передачи цветного изображения на расстояние. В отличие от «механистов», добившихся определенных успехов в этой области, Розинг полагал, что от устройств, использующих материалы, обладающие инертностью, надо перейти на безынертные – электронные. Взяв за основу трубку осциллографа, Розинг создает телевизионную – прообраз современного кинескопа.
На передающей стороне системы Розинга деление изображения (примерно на 1000 элементарных участков – 32 строки, в современной системе 625 строк) производилось с помощью механического вращения двух зеркальных призм – т.е. система была еще (или уже!) наполовину электронной. |
В 1907 г. он представляет первую пробную электронную систему телевидения. 9 мая 1911 г. Розинг впервые в мире (!) получил точное изображение на экране своего простейшего телевизора – четыре белые полосы на черном фоне – изображение решетки, помещенной перед объективом передатчика.
В 1912-1914 гг. Розинг провел исследование фокусировки электронного пучка и вывел расчетную формулу, связывающую фокусное расстояние «магнитной линзы» с числом ампер-витков катушки. В середине 1920-х гг., когда Б.Л. Розинг работал в ЛЭЭЛ4, в США, Англии и СССР были проведены опыты по передаче движущихся изображений по радио при помощи оптико-механических систем. Через несколько лет в ряде стран уже велись телевизионные передачи с применением таких систем. Некоторое время телевидение развивалось как механическое...
Введя в телевизионную систему безынерционный электронный луч и обосновав возможность и необходимость применения электронно-лучевой трубки в телевизионных устройствах, Розинг открыл принципиально новый, перспективный путь развития телевидения. Вот почему он по праву может считаться основоположником электронного телевидения.
«Нам откроются тайны богатства большей части поверхности нашей планеты, которая до сих пор скрыта под покрывающей ее водой... Можно будет проникнуть таким же образом в расселины гор и потухшие вулканы и заглянуть внутрь твердой оболочки Земли. Врач будет в состоянии пользоваться таким “электрическим глазом” при исследовании внутренностей больного, находясь далеко от него. Инженер, не выходя из своего кабинета, будет видеть все, что делается в мастерских, в складах, на работах... Больной, прикованный к постели, с помощью этого прибора установит связь с недоступной ему общественной жизнью...» (Б. Розинг, 1925 г.) |
В 1931 г. Розинга арестовали и сослали на Север. В Котласе и Архангельске ему удавалось читать для рабочих лекции по физике, писать научно-популярные статьи в местные газеты и даже проводить научные эксперименты, используя лабораторию Лесотехнического института. Здесь он усовершенствовал свои приборы для ориентировки слепых и для фоточтения. 20 апреля 1933 г. Борис Львович Розинг внезапно скончался от мозгового кровоизлияния.
Как раз в 1933 г. в СССР с помпой принимали американского изобретателя телевидения В. Зворыкина. Интересно, не пытался ли он встретиться со своим учителем, выдвинувшим идею электронного телевидения и создавшим электронно-лучевую трубку? Судя по уцелевшей странице стенограммы дискуссии по докладу В.К. Зворыкина в Ленинграде 14 августа 1933 г., где имя Розинга было все же упомянуто профессором Н.Н. Циклинским, некоторая информация у Зворыкина имелась.
В 1957 г. Б.Л. Розинг был посмертно реабилитирован. Стала известна и причина его ареста: когда-то по подписному листу он дал сколько-то денег человеку, впоследствии не принявшему революцию. Это расценили как «финансовую помощь контрреволюционерам».
«С ГУЛАГом понятно, но при чем здесь Холокост?» – спросит нетерпеливый читатель. Холокост? Только умозрительно – «если бы», хотя история, как известно, не терпит сослагательного наклонения.
В 1943 г. немецкие каратели собрали всех жителей еврейского местечка Узляны, около 400 человек, и расстреляли. По счастливой случайности, Сарновых в Узлянах не оказалось. Они вовремя уехали в Америку: в 1897 г. – отец, маляр по профессии, затем, в 1901-м – его жена Лея с тремя сыновьями и дочкой. Старшему, Давиду, было 10 лет.
Начав с уличной продажи газет, Дэвид в 13 лет становится хозяином газетного киоска в Бруклине, в 15 лет, после смерти отца, – главой семьи. Кипящий энергией, он продолжал учебу, начатую с 4-летнего возраста, пел в синагогальном хоре, лихо, за год, освоил английский, глотал книги обо всем. Оставив процветающий киоск братьям и матери, он сначала устроился в издательство, мечтая стать репортером, потом перешел на работу к Маркони. Нобелевский лауреат 1909 г., бывая в Нью-Йорке наездами, обратил внимание на расторопного молодого человека и всячески способствовал ему в освоении основ электромагнитных знаний. К 20 годам Дэвид был уже сложившимся радиоспециалистом.
Беспроволочный телеграф Маркони тогда рассматривали скорее как пустую забаву. 14 апреля 1912 г. Дэвид Сарнов поймал сигнал «SOS» с гибнущего «Титаника». Он не отходил от телеграфного ключа трое суток, оповещая мир о том, что произошло в океане, поддерживая связь с морскими судами, спешившими к месту гибели «Титаника». Портреты молодого радиосвязиста обошли все газеты мира.
С этого момента начинается взлет радиосвязи и взлет Дэвида Сарнова. Конгрессом США принимается закон, требующий от всех судов, на борту которых 50 и более человек, установления радиоаппаратуры. К Первой мировой войне создается государственная радиовещательная система, а в 1917-м – Радиокорпорация Америки (RCA), коммерческим управляющим которой назначается ее инициатор Дэвид Сарнов. Через 4 года он становится главным управляющим, еще через год – вице-президентом и вскоре – президентом, оставаясь на этом посту до 1949 г.
30-летний предприниматель становится советником президента Вудро Вильсона и остается на этом посту еще при девяти президентах. Во время Второй Мировой он возглавляет всю национальную радиовещательную систему страны. При нем «Голос Америки» начинает вещать на страны, оккупированные немцами и японцами, он добивается в ООН провозглашения права человека на свободное радиослушание и на свободу массовой информации. Не будучи изобретателем, он придумал не только массовые и дешевые радиоприемники, но и радиолу.
В 1923 г. Д. Сарнов начинает разворачивать программу разработки и внедрения телевидения. На совете директоров RCA он заявляет: «Я верю, что телевидение придет в ближайшее будущее». Пригласив Зворыкина в компанию, Сарнов спросил, сколько, по его мнению, нужно на развитие телевидения в США. Зворыкин ответил – 100 тысяч долларов. Сарнов мыслил другими масштабами – он бросает на НИОКР в области телевидения 50 миллионов.
В 1931 г. RCA провела пробные телепередачи в Нью-Йорке. В 1932 г. Национальная Вещательная Корпорация – NBC, принадлежавшая RCA, начала экспериментальные телепередачи с Эмпайр Стейт Билдинг. Регулярное телевизионное вещание началось в США в 1939 г. с показа церемонии открытия нью-йоркской Всемирной ярмарки. В этот день было показано выступление Сарнова о перспективах телевидения, а Франклин Рузвельт стал первым президентом США, выступившим по телевидению. Во всем Нью-Йорке тогда было не более 3 тысяч домашних телевизоров. Сразу после войны в Америке начинается настоящий бум. В 1948 г. в США уже было 750 тыс. телевизоров и 127 телестудий.
Вплоть до своей смерти (в 1971 г.) Сарнов участвует в разработке космического, кабельного, цветного телевидения, коммерческих правил и законов американского телевидения.
Еще в 60-е он открыто утверждал, что средства коммуникации приведут к краху всех видов тоталитаризма и, прежде всего, советского коммунизма.
Все, казалось бы, ясно, картина изобретения телевидения выстроилась. Но одна мысль не давала покоя: Митчел Уилсон, американский писатель, где взял он сюжет для своего романа «Брат мой, враг мой», в котором подробно описывает опыты по созданию электронной трубки и получению телеизображения? Если фигура Дэвида Сарнова и прослеживается в романе, то прототипы братьев Мэллори в описанной выше истории не наблюдаются.
Ну, что ж, обратимся опять к самому мощному справочнику – Интернету. Поиск по Митчелу Уилсону и его роману приносит еще одну фамилию – Борис Грабовский. Теперь ищем сведения о нем. Одной из первых попадается статья А. Меламеда под заголовком «Кто же папа “телефота”? Узбекский след в истории создания телевидения». В своей статье автор отмечает фамилии многих изобретателей, подчеркивает, что первым в мире телевизионное изображение получил Борис Розинг, Владимир Зворыкин стал признанным создателем первой практической электронной системы телевидения, хотя официально зарегистрирован как изобретатель «волшебного ящика» Ф. Фарнсуорт, получивший патент раньше Зворыкина. Но А. Меламед замечает: «Дело в том, что для реализации электронной системы первостепенное значение имело создание передающей и приемной электронно-лучевых трубок. Пожалуй, первый прорыв в этом направлении сделал Борис Грабовский, который еще в 1925 году спроектировал систему с передающей и приемной электронно-лучевыми трубками, заметно опередив отечественных и зарубежных ученых. Грабовский назвал эту систему “Телефотом”. Система содержала также усилители на электронных лампах, генераторы развертывающих напряжений, устройства синхронизации, по основополагающим идеям близкие к современным схемам».
Заметим, что Зворыкина Сарнов пригласил в компанию в 1923 г., а пробные телепередачи прошли лишь 1931-м.
Иван Мащенко в статье «Творец “электронной музы”» пишет: «8 ноября 1925 года Б. Грабовский и его коллеги встретились в Ленинграде с “отцом электронного телевидения” Б. Розингом. После детального изучения схем профессор взволнованно обратился к ним: “Дорогие мои! Понимаете ли вы сами, до чего додумались: сделать обе стороны электронными, чем достигается идеальная синхронизация?! Это – открытие!.. Завтра же подавайте заявку на патент...”
И вскоре изобретение Б. Грабовского и его друзей получило отечественный, а затем и международный патент. Этими документами подтверждался его приоритет на первую в мире полностью электронную систему телевидения.
По инициативе профессора с ленинградским заводом “Светлана” было заключено соглашение на изготовление действующего макета полностью электронной телевизионной установки». Но испытания первой установки оказались неудачными. Сотрудничавшие с Грабовским в Саратове Н.Г. Пискунов и В.И. Попов перестали верить в победу и от дальнейшей работы отказались.
В 1926 году Грабовский вернулся в Ташкент (почему Ташкент – позже). При управлении Среднеазиатского округа связи была организована научно-техническая станция по изготовлению радиоустановок. Тут судьба свела испытателя с лаборантом Иваном Белянским.
Возвращаемся к статье А. Меламеда: «Лампы с завода “Светлана” работали неодинаково, поскольку не выдерживали стандарта. …Непонятно, как это случилось, но во время транспортировки в Ленинград первый, вполне законченный “Телефот” оказался разбитым вдребезги. В общем, беды сыпались со всех сторон.
…Вдобавок ко всему пропали технические дневники Грабовского, которые затем оказались ... воспроизведены через много лет в различных частях романа Митчела Уилсона “Брат мой, враг мой”.
Совпадения событий, описываемых в романе, и тех, которые были в действительности, просто поражали Грабовского. В частности, изображение женской руки – одно из самых первых и устойчивых. Только руки были разные. В романе – рука Викки, в реальности – рука жены Грабовского. Описывались практически одни и те же проблемы, решаемые через одни и те же промежутки времени. Даже выражения использовались одни и те же. “Рука долго не выдерживает”. Это – о том, что для передачи и приема изображения требовалось усиленное освещение. Использовались фактически одни и те же газокалильные ацетиловые лампы, от которых шел неимоверный жар. Руки пылали...
Вот что написал по этому поводу Борис Грабовский: “Напрасно думают, что эта книга – художественный роман. Это голая правда об изобретении телевидения: ни в описании прибора, ни в опытах с ним нет ни одного процента фантазии. Абсолютно точны и даты. Ложь лишь в месте действия и в именах. США-СССР. Кен – Грабовский. Дэвид – Попов-Пискунов”. В 1964 году Грабовский обратился с запросом в Нью-Йорк, где жил Митчел Уилсон. Однако ответа не последовало».
Теперь разберемся, почему – Ташкент.
Александр Меламед, уроженец Ташкента, обратился в Государственный архив тогда еще Узбекской ССР: «…пухлую папку с надписью “Личный фонд Грабовского Б.П. Фонд 2562” я взял первым, если судить о том, что белый листок с именами исследователей фонда был девственно чист».
А. Меламед приводит следующую биографическую справку из архива: «Борис Павлович Грабовский родился 26 мая 1901 года в Тобольске, где в царской ссылке находился его отец. После смерти П. Грабовского (в ноябре 1902 г.) семья переехала в Одессу, а затем в Харьков, а позже вынуждены были перебраться в глухую тогда Среднюю Азию. В начале 1917 года Грабовские поселились в киргизском селении Токмак. Борис Грабовский был добровольцем первой, а затем четвертой легкой туркестанской батареи, служил в составе частей особого назначения (ЧОН). Учился и работал в Ташкенте. Указом Президиума Верховного Совета Узбекистана от 21 октября 1965 года Борису Павловичу Грабовскому присвоено почетное звание “Заслуженный изобретатель”.
Умер в 1966 году и похоронен в столице Киргизии – Бишкеке».
Остается только добавить, что отец Бориса Павловича, сосланный царем в Сибирь, – известный украинский поэт Павло Грабовський.
На этом остановим расследование перипетий создания телевидения, хотя мы прошлись лишь по одной ветви этой истории, остальные – не менее захватывающие. Изобретение телевидения, по словам В. Зворыкина, – «это бесконечная лестница, созданная десятками рук».
Инна Найдис