Будущий радиолюбитель закладывается в школьные годы
Работа с молодежью |
Кружку «электроника и автоматика» Городского центра НТТУМ перевалило за тридцать пять лет. Открыт он был в далеком 1979 году. Первые воспитанники уже приводят на занятия своих детей. Семейные традиции увлечения радиоэлектроникой продолжаются. Сами бывшие учащиеся, теперь уже родители, в большинстве своем стали радиоспециалистами. Для большинства ведь увлечение юности не проходят с годами. Ребята закончили вузы, техникумы, училища и теперь успешно занимаются конструированием и ремонтом сложной электронной аппаратуры, наладкой систем автоматики, работают в сервисных центрах по восстановлению компьютеров, бытовой электроники, видеоаппаратуры.
Что же привлекает ребят в занятиях радиолюбительского кружка? Одной из основных причин является то, что с первых дней учащиеся знакомятся с настоящим интересным делом. Разве можно в 12 – 15 лет построить дом, создать синхрофазотрон, научиться управлять доменной печью, к примеру? А вот собрать настоящий приемник, несложного робота, контроллер для управления домашними устройствами изготовить вполне можно. И заодно освоить простые расчеты, научиться измерять электрические параметры, разобраться с устройством радиодеталей. Знания, полученные в кружке, еще не раз помогут и в школе. Физика постепенно станет одним из самых любимых предметов. Многие природные загадки получат свое объяснение.
Кружок располагается в прекрасном Дворце – здании МЦНТТУМ, что на Морском бульваре. Построен он был в далеком теперь уже 1993 году при спонсорской поддержке комбината «Азовсталь». Наверное, в Донецкой области такого специализированного Центра технического творчества не найти. Да и не только в нашей области. Проектировался он непосредственно как Дворец юных техников. Просторные кабинеты для занятий, станки токарные, фрезерные, заточные и ряд других позволяют качественно и быстро изготовить различные узлы для будущих шедевров юных радиолюбителей. Для занятий электроникой есть измерительные приборы, источники питания. И пусть они не самые современные, но для наших занятий их в большинстве случаев вполне хватает:
Ребята приходят в кружок в разном возрасте и с различной начальной подготовкой. Потому применяется индивидуальный подход и программы корректируются под каждого. Главное, чтобы будущим электронщикам было интересно и понятно. Чтобы не потерялся интерес к предмету. Самыми младшими воспитанниками, как правило, бывают ученики третьих-четвертых классов. И изучают они соответственно простейшие цепи с лампочками, выключателями. Всему свое время, их время еще придет:
Юные радиолюбители постарше уже всерьез изучают условные обозначения, учатся пользоваться измерительными приборами, собирают несложные устройства автоматики, мигалки, пищалки. Одним словом, учатся пайке, сборке, исправлению собственных ошибок, их профессиональные навыки растут от месяца к месяцу и это им уже скоро пригодится на последующих занятиях:
Ученики восьмых классов и старше, те, кто уже изучают физику в школе, уже осмысленно подходят к занятиям. Некоторые из них уже получили первые сведения от родителей, знакомых, и их кругозор стремительно расширяется. Они все хотят знать, всему научиться и как можно быстрее. Это наиболее благодарная аудитория. И в этом возрасте, видимо, наиболее целесообразно вести интенсивную подготовку будущих Эдисонов и Поповых. Это время нельзя пропустить. Закладываются основы будущих знаний и навыков.
В старших классах школьная нагрузка возрастает. Те ребята, кто пришел в кружок ранее, с удовольствием продолжают занятия. Это уже настоящие доки в своем деле, с удовольствием помогают новичкам. А сами делают уже свои оригинальные конструкции, защищают свои идеи на выставках творчества и первых своих конференциях в университете, куда их с удовольствием приглашают по разделу «Школьники – науке»:
Но это уже потом. А пока идут обычные занятия. Делаются первые ошибки и первые успехи. Растет количество книжек по электронике в домашней библиотеке, любимые радиосайты отправляются в раздел закладок. В собственном пользовании появляются мультиметры, современные паяльники и радиодетали. На первых порах манят конструкции, которые завораживают внешними эффектами, к примеру, трансформаторы Теслы:
Немного позже приходит понимание процессов и явлений, происходящих в электронных цепях. Ребята начинают с удовольствием ремонтировать бытовую электронику. Учатся читать схемы, умело проводят диагностику элементов и узлов. Очень помогает то, что они находят среди членов коллектива единомышленников. Общаются между собой в кружке и домашней обстановке, делятся идеями и своими достижениями.
Любимыми книгами среди тысяч наименований становятся прекрасные издания для начинающих Р.Сворень, Е.Айсберга, В.Полякова, В.Борисова. Сегодня ребята тянутся к современным конструкциям на микроконтроллерах, в том числе на платформе Ардуино. Прогресс не остановить и нужно всюду успевать.
Итогом годовых занятий являются городские и областные радиовыставки, к которым учащиеся тщательно готовятся. Ведь получить призовое место, получить звание «Юный радиоконструктор» в свои 13-16 лет очень престижно.
В нашем Городском Центре научно-технического творчества ученической молодежи проводится множество интересных мероприятий межу кружками и совместно с другими коллективами. Ребята приучаются жить в коллективе и жить интересами коллектива. Это тоже немало.
Ребята, всех, для кого понятие технического творчества понятно и манит своими горизонтами, хочет постичь секреты электроники, радиотехники, автоматики, стать радиоспециалистом, - кружок «Электроника и автоматика» приглашает в свои ряды! Дорогу осилит идущий!
Рук. кружка Порспелов С.В.
Мариупольский Центр НТТУМ.