После гибели «Титаника» сигнал SOS стал единственным сигналом бедствия на море
Повышение квалификации |
Многие считают, что радиосигнал бедствия на море SOS произошел от английской фразы «Save Our Souls» - «Спасите наши души». Однако это не так. Вот история происхождения сигнала бедствия на море.
Международная акционерная компания Маркони, имевшая в начале ХХ века монополию на оборудование радиотелеграфными станциями морских судов Англии и Италии, установила, что все суда с её радиостанциями должны пользоваться для передачи сообщений о бедствии сигналом CQD, то есть сигналом общего вызова с добавлением первой буквы английского слова danger – опасность.
В повестке дня Международной радиотелеграфной конференции, которая была созвана в Берлине в 1906 году с участием России и ещё 28 стран, был вопрос об установлении единого международного сигнала бедствия на море. Предложение компании Маркони утвердить сигнал CQD в качестве международного сигнала бедствия на море конференция отвергла, поскольку этот сигнал легко спутать с общим вызовом CQ.
Представитель германской фирмы «Сляби-Арко» предложил сигнал SOE, используемый в позывных судов, оборудованных радиостанциями этой фирмы. При обсуждении был отмечен существенный недостаток этого сигнала: так как буква Е передается по азбуке Морзе одной точкой, то при слабом приеме и в условиях помех сигнал может быть искажен и не принят. Было принято предложение заменить букву Е на букву S. Получился ритмичный сигнал SOS, который и был утвержден Международной конвенцией, подписанной в Берлине 3 ноября 1906 года, как единый международный сигнал бедствия на море.
Моряки разных стран стали истолковывать значение букв, составляющих сигнал SOS, различными английскими фразами:
- Save Our Ship (Спасите наше судно),
- Send Our Succour (Пошлите нам на помощь),
- Swim Or Sink (Плыть или тонуть),
- Save Our Souls (Спасите наши души) и т.д. Из русских букв СОС составил фразу: спасите от смерти.
Однако после подписания Международной радиотелеграфной конвенции некоторые судовые радисты ещё несколько лет продолжали применять сигнал CQD.
В начале суток 15 апреля 1912 года старший радист погибающего океанского лайнера «Титаник» Филиппс начал передавать по радио сигналы бедствия и позывные «Титаника»: CQD MGY… Помощник старшего радиста Брайд посоветовал Филиппсу:
- Передай теперь SOS, это новый сигнал, и может быть тебе больше никогда не придется его посылать.
И Филиппс стал передавать SOS, на который отозвались и пришли на помощь многие корабли.
После гибели «Титаника» сигнал SOS стал единственным сигналом бедствия на море.
Но случалось, что передаваемый сигнал бедствия не был принят вследствие помех со стороны других мощных радиостанций. В связи с этим Международная радиотелеграфная конвенция 1927 года установила единую международную частоту для передачи сигналов бедствия на море 500 кгц (соответственно волна 600 м), а для обеспечения приема на этой частоте без помех все передачи, не являющиеся сигналами бедствия или безопасности, в диапазоне 500 плюс/минус 15 кгц решила запретить.
Эта же конвенция установила специальный сигнал бедствия для радиотелефонных станций судов и самолетов. Сигнал этот звучит по-русски: «Мейдей» (имеет значение «помочь мне» на французском языке) и передается судовыми радиостанциями на частоте 2182 кгц.
Кроме того, Международная конвенция 1927 года установила так называемые минуты молчания: от пятнадцатой до восемнадцатой и от сорок пятой до сорок восьмой минуты каждого часа запрещаются все передачи в диапазонах морской радиосвязи, за исключением сигналов бедствия, безопасности и срочности. Эти минуты предназначаются для наблюдения на международной частоте бедствия.
Первые мертвые минуты впервые прозвучали в эфире с парохода «Меттьюс» в 1898 году. Пароход налетел на плавучий маяк возле Дувра. Но лишь через 8 лет (1906) сигнал стал международным.
Р. Малинин «Радио», №2, 1971 год, стр. 32.
http://deltaclub.org.ua/bibliteka/tri-minuty-molchaniya.html