Я вышел на связь из лесочка, неподалёку от дома...

Работа с молодежью

1.
 С детства, вокруг меня была и реальная и официально пропагандируемая атмосфера технического творчества, и радиолюбительство было одной из составляющих частей. Кроме того, я и мои ровесники застали радио, как одну из немногих возможностей получить удовольствие, и от простого прослушивания музыки или радиотеатров или чтений, так и как способ окунуться в необыкновенное.

Во времена моего детства и юности глобальные доступные дешевые коммуникации были редкостью, можно сказать не существовали. Телефоны, обычные, проводные были не у всех, а некоторые слушали радио только по проводам. Ну и кроме того, не было такого огромного и безобразного количества публичных трансляций ни по проводному «радио» на по ТВ ни в обычном широковещательном эфире. И вдобавок, были довольно серьезные ограничения на тематики трансляций, не скажу, что это так уж плохо, но изюминки (скорее уж «клубнички») не хватало. Во все передачи было добавлено изрядное количество пропаганды коммунистического развития. И это хорошо. Но даже хорошее, если оно с избытком, может вызвать тошноту.
Короче. Одним из развлечений было послушать радио. На средних и длинных волнах по вечерам можно было услышать не только сильные сигналы местных радиостанций, типа «Маяк» но удаленных радиостанций Европы, обычно ближних, из республик социалистического блока – Румынии, Болгарии, ГДР (Восточная Германия). Тем более, что в те времена УКВ ЧМ вещание было не слишком развито в мире, то вещанию на средних и длинных волнах уделяли изрядное внимание и строили по настоящему мощные радиостанции.
Но самая привлекательная часть слушания радио – это прослушивание на коротких волнах! Не всякий приёмник имел такую функцию, но всё же их было достаточно.
Из-за особенностей распространения на коротких волнах можно было услышать действительно далёкие радиостанции за многие тысячи километров! На самых диковинных языках!
Многие старшие слушали контрпропаганду: «Радио Свобода», «Свободная Европа», «Немецкая Волна», «Русская служба БиБиСи», «Голос Америки». Слушали не только из желания узнать «правду», но и в поисках новой для нас музыки. Со свежей западной попсой в СССР было туго, она должна была быть идеологически верной, а не просто про лютики-цветочки, любовь, насилие и убийства. Лютиков-цветочков у нас и самих хватало, фрилав = разврат, а насилия и убийств было с избытком во время Великой Отечественной войны.
Всю эту контрпропаганду глушили специальные советские передатчики транслировавшие шум на той же частоте, что и вражье радио.
И когда поздно вечером крутишь ручку настройки приёмника и натыкаешься на радио на каком-нибудь пуштунском наречии, то воображение невольно начинает рисовать картинки, о том, какая эта страна, что за люди там, что у них такой, ни на что не похожий язык. В общем, сродни путешествию в дальние края.
Потом началась «перестройка», «гласность», «капитализм» и поток информации у себя под носом стал настолько велик, а событий и дел так много, что стало не до радио. А, кроме того, чтобы не только слушать, но и передавать, в те времена нужно было самому построить передатчик. Построение передатчика само по себе требовало особенного упорства и сочетания случайностей и возможностей. И до этого, по множеству причин, я не дошел.
2.
И вот спустя много лет, будучи уже в более чем зрелом возрасте, и к тому же вынужденным, по состоянию здоровья, совершать частые и длительные прогулки, я вспомнил про радио! Заказал на «Ибэй» маленький всеволновый приёмник, за какие-то смешные деньги. Но этот приёмник хоть и был хорош, но всё же в наших современных домах - коробках их металла и бетона, перенасыщенных электроникой, «жужжащей» со страшной силой в радио-спектре, принять что-то было не возможно. Но на улице, подальше от домов, всё становилось прекрасно, на коротких волнах отлично становились слышны все и всякие радиостанции, включая старых врагов - «Радио Свобода» со товарищи.
Некоторое время спустя, в честь моего дня рождения, мой дядя подарил мне, по моему выбору, приёмник более совершенный - Tecsun PL 660. У этого приёмника была особенная возможность - принимать сигналы с «однополосной модуляцией» - способ передачи и приёма радио хорошо применимый для слабых (относительно) радиостанций, который успешно применяется и военными службами и гражданскими на удалённых объектах и конечно радиолюбителями. Из-за технической сложности, во времена своего появления, этот способ формирования сигнала не пошел для массового радио, из за технических сложностей реализации, а остался уделом специалистов и энтузиастов.
И вот, когда я впервые услышал радиолюбительскую передачу и радиообмен, что-то не слишком далёкое от Москвы, то ли Воронеж, то ли Украина, меня охватило забытое чувство радиопутешествия! Для прогулок и для их длительности появился дополнительный повод, что, несомненно, было и на пользу здоровью.
Я стал изучать, всё, что было связано с радиолюбительским радио, вспоминать то, что знал про радио со школы и института. Шерстил форумы, читал отзывы, лопатил сборники конструкций антенн, изучал особенности прохождения радиоволн и пр.
В конце концов, я принял решение стать настоящим радиолюбителем, получить квалификацию, позывной и обзавестись радиостанцией.
Чтобы получить право на законных основаниях выходить в эфир, за исключением нескольких гражданских диапазонов (CB, LPD, PMR), необходимо сдать квалификационный экзамен, как на право вождения автомобиля, и получить позывной, как номер для авто, ну и конечно своё авто – радиостанцию, то есть, зарегистрировать.
Квалификаций у радиолюбителей несколько: низшая – четвёртая, высшая – первая. Четвёртая и третья квалификации содержат уж слишком много ограничений, а первая требует знания азбуки Морзе, и не просто знание, а уверенный приём на слух. Долго учиться мне было невтерпёж, поэтому, я довольно быстро подготовился к сдаче экзамена на вторую категорию. Что-то я знал давно, что-то пришлось изучить, а что-то просто вызубрить. Зубрить пришлось лишь не большую часть, но это были не какие-то логические-физические знания, а административные положения.
Пока я готовился к экзамену, я присматривал себе радиостанцию. Современная радиостанция - прибор весьма совершенный, не многие радиолюбители могут похвастать тем, что построили не хуже. Совершенство, однако, заключается не всегда в приёмно-передающих свойствах, а разнообразных удобствах – сервисах, ну и в габаритах конечно. В общем, радиостанция, даже не новая, штука не из дешевых, а когда опыта нету, особенно не хочется купить кота в мешке и попасть впросак.
В конце концов, подвернулась продажа радиостанции Yaesu FT-817ND. Это малюсенькая радиостанция, размером с не очень большую книгу, но она может работать во всех популярных коротковолновых и ультракоротковолновых диапазонах. Мощность у неё тоже мала, всего 5 ватт.
Я остановил свой выбор на такой малютке ещё и по той причине, что когда я стал интересоваться возможностью установки антенны на крыше моего дома, начальник ТСЖ сказал решительное «НЕТ». И я рассудил, что тоже, как и приёмничек, буду носить её на прогулку, и выходить на связь из полевых условий.
Для радиостанции в отличие от приёмника антенна нужна не абы какая, а согласованная с передатчиком по определённым параметрам, если антенна не подходящая, передатчик может выйти из строя, даже не смотря на то, что все современные радиостанции имеют разнообразные «защиты от дурака». По этому, свою первую антенну я заказал у радиолюбителя из Курска. Это петля из провода, периметром 21 метр, со специальным трансформатором, которая в виде вертикального треугольника понимается на мачте. В качестве мачты я, на рынке «Садовод», у китайца, купил стеклопластиковую удочку длиной 8 метров.
И вот, когда все необходимые документы были получены, радиостанция, антенна и мачта были подготовлены, я вышел на связь из лесочка, неподалёку от дома. Ощущения непередаваемые – тебя выбросили за борт посреди океана, ты знаешь, что не утонешь, но захлёбываешься не от воды, а от нахлынувших ощущений и переживаний! А уж когда твой слабый голос услышали, где-нибудь в Италии или Западной Сибири, не передать.
И ещё особое ощущение теплоты. Все радиолюбители, как правило, если это не соревнование конечно, хоть уже отчасти формально, но всё же весьма приветливо и дружелюбно здороваются и прощаются при встречах в эфире, то, что в повседневной жизни стало забываться, и почти полностью вытеснено дежурным рукопожатием, при встрече людей ранее не знакомых.
3.
Спустя некоторое время, кода я уже получил все документы, и много раз из лесу работал в эфире, мне удалось уболтать инженера нашего ТСЖ на установку антенны. Ограничение было одно, антенна не должна находиться на крыше.
К тому времени я меня уже был и опыт расчёта антенн в специализированной программе и начитался всяких умных источников и отзывов и опыта других радиолюбителей. И я решил установить попрёк стены нашей 16ти-этажки тоже петлевую антенну, но периметром 86 метров – со сторонами по 28,5 метров. А, раз уж всё равно лезть на крышу, чтобы зацепить тросик, для верхней точки этой петли, то я решил немного схитрить и под этим прикрытием установить не большую, по радиолюбительским меркам, антенну для ультракоротковолновой связи.
Одним из препятствий стал резкий рост курса валют и не постоянные из-за этого цены, а для УКВ антенны мне нужно было почти 70 метров особого кабеля. Чтобы связать УКВ антенну и радиостанцию, абы какой кабель не подходит, так как сигнал высокой частоты быстро затухает (ослабляется) в простом кабеле. Но мне очень помогли мои друзья со школы и не только, которые раньше занимались монтажом в одной телекоммуникационной фирме, и после разных проектов у них оставались отрезки Б/У кабеля, достаточно большие, чтобы соединить мои антенны и радиостанцию.
Долго ли, коротко ли, но мы втроём повесили и установили антенны, это было не слишком просто, некоторые неочевидные вопросы приходилось решать неожиданными способами, но мы всё сделали. Моя радиостанция заработала...


http://pikabu.ru/story/pochemu_ya_vdrug_reshil_zanyatsya_radiolyubitelstvom_3571623