Человек-легенда Рудольф Сворень рассказывет о себе
Знакомимся с коллегами |
Студенты и преподаватели (Р.А. Сворень — третий слева в первом ряду) Радиотехнического отдела Центральной школы технической подготовки ДОСААФ СССР (1953 г.)
"Knowledge is power" — известная фраза («Знание — сила») не менее значима и в наши дни.
Знание определяет профессионализм и ценность сотрудника, успешность компании, уровень развития государства и в итоге возможности всего человечества.
Учителя, книги — это главная сила знаний, но и их успешность зависит от выбранной стратегии и от самого стиля объяснения учебного материала.
Думаю, многие встречались с тем, как сложность и непонятность объяснений, равно как и одобрение заучивания, зубрежки приводит учеников или студентов к стойкому отторжению самого предмета. В то же время часто встречаешь преподавателей и авторов книг, которые так умеют подать материал, что он воспринимается легко, можно сказать, с радостью. Полученные в этом случае знания быстро находят путь к практическому применению.
Книги и статьи Рудольфа Свореня обладают той удивительной способностью объяснить сложные вещи доступным и понятным языком, поэтому их так любят и ценят. Вот некоторые цитаты:
«Книга редкая и отличная по содержанию и манере изложения. Рудольф Сворень вне конкуренции. Замечательные рисунки Фролова дополняют текст и увлекают еще больше. Сын подрастёт, обязательно распечатаю для него. Жаль, теперь таких книг не делают в принципе»
Примерно так же оценивают то, что сделал Рудольф Анатольевич Сворень, который более 40 лет был редактором и автором в журнале «Наука и жизнь».
«С удовольствием читал публикации Свореня в „Науке и жизни“ на протяжении многих-многих лет. Как-то он чувствовал грань между „простотой изложения“ и „примитивностью изложения“. Даже будучи уже вполне „образованным“, было интересно взглянуть на давно известную вещь как-бы со стороны, глазами пацана. И понимаешь, что если бы эта статья попалась тебе в отрочестве, то ты бы понял всё, о чем в ней говорится!»
К сожалению, очень мало информации об этом замечательном человеке, поэтому мы хотели бы заполнить этот пробел — публикацией воспоминаний от Рудольфа Анатольевича (первая часть). И так же мы планируем организовать переиздание классической книги «Электроника шаг за шагом» (об этом в конце статьи).
Вторая часть воспоминаний Рудольфа Анатольевича Свореня и его планы (публикуется впервые):
Мой переход в редакцию [журнала «Радио»] совпал по времени с невиданно быстрым прогрессом радиоэлектроники – появились и совершили переворот в схемотехнике серийные транзисторы, а вскоре их высокочастотные и достаточно мощные типы. Широко осваивались сантиметровые и дециметровые диапазоны. Были созданы новые технологии производства транзисторов, а затем и интегральных схем – достаточно вспомнить, что уже несколько лет выпускаются размером с почтовую марку интегральные схемы, в каждой из которых до трех миллиардов (!!!) сложным образом точно соединенных деталей. А ведь для того, чтобы получился миллиард песчинок, нужно собрать 6 тысяч мешков песка. Отметим, что вся эта новейшая техника выпускалась, как говорится, без прикосновения человеческой руки – её делали и проверяли автоматы.
Думаю, не только передо мной встал в те годы вопрос – как познакомить людей с этим шквалом новой электроники. Когда рассказать о ней? О чём конкретно? Насколько подробно? Я не мог ответить на эти вопросы потому, что никак не мог разобраться в обстановке. Не мог разобраться, а решение почему-то принял правильное – я стал писать детские книжки об основах электро- и радиотехники. Первые две книжки вышли в 1963 году – мне тогда было 36 лет. Книжки эти были совершенно разные, но главный герой у них был один и тот же – радиоприемник. Во-первых, изучая его, юный радиолюбитель становился профессионалом. А во-вторых, он своими руками практически бесплатно мог сделать то, за что в магазине нужно платить. Каждый любитель наверняка запомнил счастливый момент, когда первый собранный им приемник чуть ли не сразу же заговорил или запел.
А вот книги об основах электротехники и электроники дело не быстрое, я занимался ими 50 лет и последняя из этих книг «Электричество шаг за шагом» была напечатана в 2012 году.
Всего же я написал и выпустил 13 больших книг (включая два перевода на другие языки и одну книгу, написанную в соавторстве), их общий тираж более 8 миллионов экземпляров. При этом сравнительно медленное создание и публикация книг практически не влияли на бурные события в личной и деловой жизни – под влиянием нарастающего своего интереса к многим различным областям науки я ушел из журнала «Радио» и несколько лет жил в режиме свободного журналиста. Печатался в газетах и журналах «Известия», «Неделя», «Правда», «Комсомольская правда», «Техника молодежи», «Вечерняя Москва», «АПН» и многих других. Однако пришел момент, когда достоинства свободной жизни перестали перекрывать её недостатки и в 1964 году я вернулся на работу в стабильный журнал – на этот раз в журнал «Наука и жизнь», считавшийся в те времена лидером всех научно-популярных изданий.
Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Алексей Архипович Леонов в гостях у редакторов журнала «Наука и жизнь» — у главного редактора Игоря Константиновича Лаговского (второй слева), его заместителей Рады Никитичны Аджубей и Рудольфа Анатольевича Свореня (1969 г.).
В этом журнале я поочередно по несколько лет заведовал несколькими ведущими отделами, дольше всего отделом физико-математических наук. А лет через двадцать меня утвердили членом редколлегии и вскоре назначили заместителем главного редактора. Вот здесь уж свободного времени совсем не стало – так или иначе я участвовал в подготовке каждого номера целиком и дважды читал каждый номер «насквозь». Так бы оно, наверное, продолжалось до полного ухода на пенсию, если бы не одно чрезвычайное событие – в апреле 1999 года я уехал в США без какого-либо понимания вернусь ли. Уехал я потому, что очень болел, сердце практически не работало – я уже и десяти шагов не мог пройти чтобы не остановиться и передохнуть. А назначенную мне операцию на открытом сердце — замену сердечного клапана — в наших больницах еще не делали. Состояние мое резко ухудшилось после того, как из-за неизлечимой онкологии ушла из жизни любимая жена Екатерина.
Но не будем вспоминать негативные подробности, через месяц после приезда я уже жил в неплохой квартире в небольшом городе Малден, входившем в состав Большого Бостона. А еще через два месяца (после операции) я вернулся к жизни здорового человека и стал активно разрабатывать проблему, о которой раньше мог лишь изредка подумать из-за отсутствия свободного времени.
Рудольф Сворень на приеме у Гари Христиансена, мэра города Малден (часть Большого Бостона, США) (2015 г.).
Проблему эту можно было бы назвать так – «Создание новой системы среднего образования». Типичным примером такой системы можно назвать нашу нынешнюю российскую среднюю школу от 1-го до 11-го класса. Её задача помочь школьнику создать представление о мире, в котором мы живем, создать, как её часто называют, картину мира. Делается это путём изучения отдельных школьных предметов, например, биологии, химии, истории, геометрии, грамматики и других — из этого потом и складывается картина мира. Но складывается часто не очень удачно – как правило 70 – 80 процентов школьников не получают в школе знаний, которые им хотели бы передать учителя и учебники. При этом школьники часто перегружены занятиями и очень устают. Просмотрите, например, нынешние учебники биологии или химии – просто страшно от того, что школьники должны всё это знать. Причем, все это проблемы, существующие в школах многих стран, в частности России и Соединенных штатов.
Мне кажется, что пришло время для серьезных изменений в среднем образовании, которые избавят его от нынешних недостатков. Конечно, создавать и обсуждать систему образования, а тем более изменения в ней, должны профессионалы педагоги, но выскажу и несколько своих соображений по этому поводу. Во-первых, всё учебное время нужно разделить на две примерно равные части — на 1-ю и 2-ю части системы среднего школьного образования – 1ССШО и 2ССШО. Часть 1ССШО отдается формированию картины мира, а часть 2ССШО углубленному изучению (в небольших группах) того, что понадобится в будущей профессии или для поступления в институт.
Занимаясь школьной проблемой, я прежде всего пытался написать учебную книгу «Самое главное понять самое главное» (сокращенно книга «Самое главное…») для 1ССШО, то есть для создания картины мира. Книга «Самое главное…» должна быть такая, чтобы её даже без помощи учителя легко мог читать каждый школьник. Пока у меня получилась огромная рукопись объемом 1500 страниц. Чтобы дописать её, отредактировать, разделить на 10 – 12 небольших книжек и укомплектовать иллюстрациями понадобится много времени, думаю 5 – 6 лет. Я не стал всё остальное откладывать и сразу начинать столь большую по нужному времени работу, я начал готовить экспериментальное издание 6 сравнительно небольших писем-книжечек (50 страниц текста и примерно столько же страниц иллюстраций в каждой) с общим названием «Мир устроен очень просто». Часть из этих писем уже готова и надеюсь завершить эту работу за 2 года. Надеюсь, что 2-х лет хватит чтобы несколько изменить и улучшить вполне хорошие последние мои книжки об электричестве и электронике. И, наконец, два годы уйдут чтобы организовать выпуск простых конструкторов для радиолюбителей, возможно с использованием первых книжек про приемники.
Как видите, план действий есть и что полезное для людей можно сделать вполне понятно. Единственное, что дает повод для размышлений так это то, что примерно через год мне будет (по крайней мере должно быть) девяносто лет.
Р.А.Сворень, 2016
https://habrahabr.ru/company/makeitlab/blog/282105/
Знание определяет профессионализм и ценность сотрудника, успешность компании, уровень развития государства и в итоге возможности всего человечества.
Учителя, книги — это главная сила знаний, но и их успешность зависит от выбранной стратегии и от самого стиля объяснения учебного материала.
Думаю, многие встречались с тем, как сложность и непонятность объяснений, равно как и одобрение заучивания, зубрежки приводит учеников или студентов к стойкому отторжению самого предмета. В то же время часто встречаешь преподавателей и авторов книг, которые так умеют подать материал, что он воспринимается легко, можно сказать, с радостью. Полученные в этом случае знания быстро находят путь к практическому применению.
Книги и статьи Рудольфа Свореня обладают той удивительной способностью объяснить сложные вещи доступным и понятным языком, поэтому их так любят и ценят. Вот некоторые цитаты:
«Книга редкая и отличная по содержанию и манере изложения. Рудольф Сворень вне конкуренции. Замечательные рисунки Фролова дополняют текст и увлекают еще больше. Сын подрастёт, обязательно распечатаю для него. Жаль, теперь таких книг не делают в принципе»
Примерно так же оценивают то, что сделал Рудольф Анатольевич Сворень, который более 40 лет был редактором и автором в журнале «Наука и жизнь».
«С удовольствием читал публикации Свореня в „Науке и жизни“ на протяжении многих-многих лет. Как-то он чувствовал грань между „простотой изложения“ и „примитивностью изложения“. Даже будучи уже вполне „образованным“, было интересно взглянуть на давно известную вещь как-бы со стороны, глазами пацана. И понимаешь, что если бы эта статья попалась тебе в отрочестве, то ты бы понял всё, о чем в ней говорится!»
К сожалению, очень мало информации об этом замечательном человеке, поэтому мы хотели бы заполнить этот пробел — публикацией воспоминаний от Рудольфа Анатольевича (первая часть). И так же мы планируем организовать переиздание классической книги «Электроника шаг за шагом» (об этом в конце статьи).
Вторая часть воспоминаний Рудольфа Анатольевича Свореня и его планы (публикуется впервые):
Мой переход в редакцию [журнала «Радио»] совпал по времени с невиданно быстрым прогрессом радиоэлектроники – появились и совершили переворот в схемотехнике серийные транзисторы, а вскоре их высокочастотные и достаточно мощные типы. Широко осваивались сантиметровые и дециметровые диапазоны. Были созданы новые технологии производства транзисторов, а затем и интегральных схем – достаточно вспомнить, что уже несколько лет выпускаются размером с почтовую марку интегральные схемы, в каждой из которых до трех миллиардов (!!!) сложным образом точно соединенных деталей. А ведь для того, чтобы получился миллиард песчинок, нужно собрать 6 тысяч мешков песка. Отметим, что вся эта новейшая техника выпускалась, как говорится, без прикосновения человеческой руки – её делали и проверяли автоматы.
Думаю, не только передо мной встал в те годы вопрос – как познакомить людей с этим шквалом новой электроники. Когда рассказать о ней? О чём конкретно? Насколько подробно? Я не мог ответить на эти вопросы потому, что никак не мог разобраться в обстановке. Не мог разобраться, а решение почему-то принял правильное – я стал писать детские книжки об основах электро- и радиотехники. Первые две книжки вышли в 1963 году – мне тогда было 36 лет. Книжки эти были совершенно разные, но главный герой у них был один и тот же – радиоприемник. Во-первых, изучая его, юный радиолюбитель становился профессионалом. А во-вторых, он своими руками практически бесплатно мог сделать то, за что в магазине нужно платить. Каждый любитель наверняка запомнил счастливый момент, когда первый собранный им приемник чуть ли не сразу же заговорил или запел.
А вот книги об основах электротехники и электроники дело не быстрое, я занимался ими 50 лет и последняя из этих книг «Электричество шаг за шагом» была напечатана в 2012 году.
Всего же я написал и выпустил 13 больших книг (включая два перевода на другие языки и одну книгу, написанную в соавторстве), их общий тираж более 8 миллионов экземпляров. При этом сравнительно медленное создание и публикация книг практически не влияли на бурные события в личной и деловой жизни – под влиянием нарастающего своего интереса к многим различным областям науки я ушел из журнала «Радио» и несколько лет жил в режиме свободного журналиста. Печатался в газетах и журналах «Известия», «Неделя», «Правда», «Комсомольская правда», «Техника молодежи», «Вечерняя Москва», «АПН» и многих других. Однако пришел момент, когда достоинства свободной жизни перестали перекрывать её недостатки и в 1964 году я вернулся на работу в стабильный журнал – на этот раз в журнал «Наука и жизнь», считавшийся в те времена лидером всех научно-популярных изданий.
Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Алексей Архипович Леонов в гостях у редакторов журнала «Наука и жизнь» — у главного редактора Игоря Константиновича Лаговского (второй слева), его заместителей Рады Никитичны Аджубей и Рудольфа Анатольевича Свореня (1969 г.).
В этом журнале я поочередно по несколько лет заведовал несколькими ведущими отделами, дольше всего отделом физико-математических наук. А лет через двадцать меня утвердили членом редколлегии и вскоре назначили заместителем главного редактора. Вот здесь уж свободного времени совсем не стало – так или иначе я участвовал в подготовке каждого номера целиком и дважды читал каждый номер «насквозь». Так бы оно, наверное, продолжалось до полного ухода на пенсию, если бы не одно чрезвычайное событие – в апреле 1999 года я уехал в США без какого-либо понимания вернусь ли. Уехал я потому, что очень болел, сердце практически не работало – я уже и десяти шагов не мог пройти чтобы не остановиться и передохнуть. А назначенную мне операцию на открытом сердце — замену сердечного клапана — в наших больницах еще не делали. Состояние мое резко ухудшилось после того, как из-за неизлечимой онкологии ушла из жизни любимая жена Екатерина.
Но не будем вспоминать негативные подробности, через месяц после приезда я уже жил в неплохой квартире в небольшом городе Малден, входившем в состав Большого Бостона. А еще через два месяца (после операции) я вернулся к жизни здорового человека и стал активно разрабатывать проблему, о которой раньше мог лишь изредка подумать из-за отсутствия свободного времени.
Рудольф Сворень на приеме у Гари Христиансена, мэра города Малден (часть Большого Бостона, США) (2015 г.).
Проблему эту можно было бы назвать так – «Создание новой системы среднего образования». Типичным примером такой системы можно назвать нашу нынешнюю российскую среднюю школу от 1-го до 11-го класса. Её задача помочь школьнику создать представление о мире, в котором мы живем, создать, как её часто называют, картину мира. Делается это путём изучения отдельных школьных предметов, например, биологии, химии, истории, геометрии, грамматики и других — из этого потом и складывается картина мира. Но складывается часто не очень удачно – как правило 70 – 80 процентов школьников не получают в школе знаний, которые им хотели бы передать учителя и учебники. При этом школьники часто перегружены занятиями и очень устают. Просмотрите, например, нынешние учебники биологии или химии – просто страшно от того, что школьники должны всё это знать. Причем, все это проблемы, существующие в школах многих стран, в частности России и Соединенных штатов.
Мне кажется, что пришло время для серьезных изменений в среднем образовании, которые избавят его от нынешних недостатков. Конечно, создавать и обсуждать систему образования, а тем более изменения в ней, должны профессионалы педагоги, но выскажу и несколько своих соображений по этому поводу. Во-первых, всё учебное время нужно разделить на две примерно равные части — на 1-ю и 2-ю части системы среднего школьного образования – 1ССШО и 2ССШО. Часть 1ССШО отдается формированию картины мира, а часть 2ССШО углубленному изучению (в небольших группах) того, что понадобится в будущей профессии или для поступления в институт.
Занимаясь школьной проблемой, я прежде всего пытался написать учебную книгу «Самое главное понять самое главное» (сокращенно книга «Самое главное…») для 1ССШО, то есть для создания картины мира. Книга «Самое главное…» должна быть такая, чтобы её даже без помощи учителя легко мог читать каждый школьник. Пока у меня получилась огромная рукопись объемом 1500 страниц. Чтобы дописать её, отредактировать, разделить на 10 – 12 небольших книжек и укомплектовать иллюстрациями понадобится много времени, думаю 5 – 6 лет. Я не стал всё остальное откладывать и сразу начинать столь большую по нужному времени работу, я начал готовить экспериментальное издание 6 сравнительно небольших писем-книжечек (50 страниц текста и примерно столько же страниц иллюстраций в каждой) с общим названием «Мир устроен очень просто». Часть из этих писем уже готова и надеюсь завершить эту работу за 2 года. Надеюсь, что 2-х лет хватит чтобы несколько изменить и улучшить вполне хорошие последние мои книжки об электричестве и электронике. И, наконец, два годы уйдут чтобы организовать выпуск простых конструкторов для радиолюбителей, возможно с использованием первых книжек про приемники.
Как видите, план действий есть и что полезное для людей можно сделать вполне понятно. Единственное, что дает повод для размышлений так это то, что примерно через год мне будет (по крайней мере должно быть) девяносто лет.
Р.А.Сворень, 2016
https://habrahabr.ru/company/makeitlab/blog/282105/