Выход из тупика существует!
Юридические аспекты |
И. КАЗАНСКИЙ (UA3FT)
Два дня шло судебное следствие в народном суде Гагаринского района Москвы по делу Владимира Тюрина, 1952 года рождения, которому было предъявлено обвинение по части 2-й статьи 206 Уголовного кодекса РСФСР.
...Из-за высокого деревянного барьера виднеется стриженный затылок (тюремная «прическа») и кончики оттопыренных покрасневших ушей подсудимого. Голову он поднимает лишь тогда, когда к нему обращаются с каким-нибудь вопросом судьи, прокурор. Чувствуется, что не только стыд за свое преступление заставляет его все ниже опускать голову. Хоть и поздно, он осознал всю тяжесть своего проступка, понял, к чему могли привести его «невинные», как может показаться некоторым, развлечения.
Так кто же такой Владимир Тюрин, в свои восемнадцать лет успевший оказаться за решеткой, за барьером, который не просто разделяет судебный зал, но проводит границу между полноправными и достойными членами нашего общества и теми, кто противопоставил себя этому обществу? Как перешел он эту границу?
Одной из основных отличительных черт нашей социалистической действительности является возросший уровень образования нашей молодежи. Действительно, если отец Тюрина, давая на суде свидетельские показания, неоднократно сетовал на свою малограмотность, то его сын успешно окончил среднюю школу, поступил в авиационное училище гражданской авиации. Перед ним открывалась широкая дорога к знаниям, увлекательному труду. Как и его сверстникам, Владимиру предоставлялись неограниченные возможности заниматься спортом, различными видами технического творчества, в том числе, на мой взгляд, наиболее интересным из них — радиолюбительством и радиоспортом.
Кстати сказать, тысячи юношей и девушек беспрепятственно пользуются этими возможностями. Тяга к радиотехнике, к радиолюбительству приводит их в радиокружки школ, домов пионеров, станций юных техников, в радиоклубы ДОСААФ. Владимир Тюрин избрал для себя другой путь, который, в конечном итоге, привел его на скамью подсудимых.
Нe утруждая себя изучением правил любительской радиосвязи, не вступив в члены радиоклуба ДОСААФ и не получив соответствующего разрешении, Тюрин изготовил простейший, несовершенный передатчик и с его помощью вышел в эфир на средневолновом диапазоне — стал радиохулиганом. При этом он присвоил своей «радиостанции» кличку (другого слова не подберешь, ведь нельзя же это называть позывным) «Император».
Мне уже приходилось в разговоре о радиохулиганах употреблять юридический термин «источник повышенной опасности». Таким источником может быть, например, автомашина — немало бед она наделает, окажись за ее рулем неумелый или недисциплинированный водитель! Возможно, с тючки зрения юристов, трактовка термина не очень точна, но мне представляется, что передающая радиостанция тоже может стать источником повышенной опасности. Во всяком случае, пример В. Тюрина подтверждает эту мысль. Проживая в непосредственной близости от антенного поля радиостанции аэропорта «Внуково», он не раз нарушал связь с экипажами самолетов, мешал нормальной работе приводных систем. Причем, поскольку его передатчик излучал не только основную частоту, но и массу гармоник, отстроиться от такой помехи операторам, ведущим связь с самолетами, было не так просто. А однажды произошел случай, когда «Император» едва не стал виновником аварии.
Появление «Императора» в эфире стало представлять угрозу безопасности полетов. Радиостанция была запеленгована и обнаружена, а ее владелец арестован (между прочим, современные радиосредства позволяют довольно быстро запеленговать станцию радиохулигана и ее владельца не спасут никакие ухищрения).
Известно, что передающая любительская радиостанции может помешать установлению важной связи. Именно поэтому и существует правило, по которому разрешения на работу в эфире выдаются только тем радиолюбителям, которые докажут (сдав экзамен в радиоклубе), что они в состоянии технически грамотно построить и наладить передатчик и знают правила работы в эфире. Разумеется, чтобы сдать такой экзамен, надо иметь и некоторые теоретические знания, и практический опыт изготовления различных (непередающих!) любительских конструкций. Короче говоря, не приобретя необходимых знаний и опыта, выходить в эфир нельзя! Кстати, ни одному радиохулигану, видимо, и в голову не придет садиться за руль автомашины, не умея ею управлять. А вот за микрофон радиостанции — садятся.
Можно было бы рассказать и о других случаях, когда радиохулиганы создавали аварийные ситуации в работе различных видов транспорта. Кроме того, они зачастую мешают приему радиовещательных станций it программ телевидения, засоряют эфир искаженной музыкой — ведь как правило их передатчики плохо настроены, имеют низкое качество модуляции, нестабильную частоту.
Таким образом, со всех точек зрения радиохулиганство — явление антиобщественное и антигуманное. А ведь настоящее радиолюбительство как раз начиналось со служении интересам общества. Вспомните, сколько энергии радиолюбители двадцатых годов бескорыстно отдали делу радиофикации страны, созданию подлинно массовой газеты «без бумаги и «без расстояний»! Коротковолновики тех лет участвовали в обеспечении радиосвязью полярных станций и различных экспедиций. Примечательно, что сигналы бедствия терпящего аварию дирижабля «Италия» первым принял советский коротковолновик.
Бессмертной славой покрыли себя воины-связисты, бывшие радиолюбители, на полях сражений Великой Отечественной войны. На переднем крае и в тылу врага они обеспечивали четкую, надежную радиосвязь, игравшую нередко решающую роль в успешном исходе боевых операций.
Во все времена радиолюбители первыми вставали на трудные радиовахты и всегда с честью выполняли возложенные на них задачи. Это и неудивительно — ведь операторская квалификация радиолюбителя-коротковолновика, непрестанно совершенствующего и свое мастерство, и техническую оснащенность радиостанции, очень высока. Нередки случаи, когда коротковолновики обеспечивали надежную радиосвязь в таких условиях, в которых отказывались работать даже профессиональные радисты. К тому же занятия радиоспортом вырабатывают у коротковолновика своего рода «операторскую выносливость», умение проводить радиосвязи в течение длительного времени, в условиях сильных помех, в высоком темпе.
Вот конкретные примеры. Во время сильпейшего землетрясения в югославском городе Скопле все виды связи были выведены из строя. Скопле оказался отрезанным от остальной части страны. Первыми, кто смог восстановить связь, были коротковолновики. Радиосвязь через любительские передатчики в первое время была единственным видом связи с пострадавшим городом.
А помните кинофильм «Если парни всего мира...» (к сожалению, единственный хороший художественный фильм о коротковолновиках)?
...На суденышке, затерянном в морских просторах, внезапно заболела большая часть команды. Нужна была срочная медицинская помощь. Ночью радист тщетно посылал призывы о помощи. Береговые станции его не слышали — то ли не было прохождения, то ли сигналы тонули в помехах... Наконец, радист вспомнил: у одного из членов экипажа есть любительская радиостанция! На первый же вызов откликнулся радиолюбитель из Африки. Затем по цепочке сигнал бедствия прошел через несколько стран. Радиолюбители нашли то единственное лекарство, которое могло помочь, и организовали доставку его на судно. Жизнь людей была спасена.
В основу сюжета фильма положены факты, действительно имевшие место. Кстати, подобные ситуации в жизни возникают не так уж редко. Не очень давно московский коротковолновик К. Е. Сепп (его позывной UA3CT) принял от югославского коротковолновика просьбу о помощи. Внезапно тяжело заболел ребенок. Его жизнь могло спасти только лекарство, созданное в Советском Союзе. Первым же рейсом самолета это лекарство было доставлено в Югославию.
Отличительной чертой настоящего коротковолновика является уважение к своим коллегам, прежде всего проявляющееся в исключительной вежливости при разговоре. Разительный контраст с этим представляют разговоры радиохулиганов друг с другом. Тот же «Император», например, частенько использовал такие «кодовые» выражения, как «закрывай свою лавочку», «отвали с частоты».
Вообще, если говорить о «языке» радиохулиганов, поражаешься его нелепости. А чего стоит сам характер и содержание связи, да и круг корреспондентов! Ведь это сплошное убожество! Точнее слово, как мне кажется, трудно подобрать. Оно лучше всего характеризует само радиохулиганство — убогие связи, убогий язык, убогое качество модуляции...
Для сравнения хочется рассказать о нескольких рядовых связях, проведенных мной на своей радиостанции.
Проснулся рано утром — захотелось воспользоваться хорошим прохождением в диапазоне 14 Мгц. Включив радиостанцию, берусь за ключ. На первый же вызов CQ с оглушительной громкостью отозвался UI8IM. Знакомлюсь (до этого мы не встречались в эфире): Михаил, живет в Самарканде. Сегодня работает в эфире уже несколько часов. Рассказывает о своей радиостанции, о том, с какими странами ему удалось установить связь. Вообще-то все это интересно, но... Время идет, хорошее прохождение через час - два окончится, а кто знает, какие редкие страны можно сейчас встретить в эфире!?
Михаил меня понимает и нисколько не обижается. Наоборот, он приносит извинения за то, что задержал меня.
Через две минуты «поймал» общий вызов AX2VQ. Это — Австралия. Вызываю. AX2VQ отвечает мне. Отлично! Оператора зовут Джим, живет в Сиднее. Интересно, какая погода в Австралии? Пасмурно, дождливо, плюс 10 градусов. У нас погода явно лучше! Но — не буду задерживаться сам и задерживать Джима, тем более, что с ним хотят связаться и другие коротковолновики.
Решил поработать телефоном. Первая связь — с Аргентиной, LU3DCQ (Сержио, Буэнос-Айрес).
Какие еще сюрпризы готовит мне сегодняшнее утро? Конго! На частоте — 9Q5LS. Спасибо за связь, Лотар!
Просмотрел записи в аппаратном журнале — за час с небольшим провел связи с Азией, Южной Америкой, Океанией, Африкой. Да ведь это почти WAC! (Так называется диплом, выдаваемый за связи со всеми континентами.) Правда, пока нет Европы и Северной Америки... Впрочем, Северная Америка есть! Меня вызывает KP4DDO, Хозе, Пуэрто-Рико. Осталась Европа. Это уже просто. Связь с F6KAL — Жаном из Парижа — дает мне последний континент.
После того, как корреспонденты пришлют мне свои карточки-квитанции, я смогу получить красивый диплом — WAC.
Таких дней у меня было (и, надеюсь, еще будет) много. В любое время суток на частотах того или иного любительского диапазона можно встретить интересных корреспондентов, поговорить о радиолюбительских делах, а потом — обменяться карточками-квитанциями. Этому отдают свой досуг сотни тысяч коротковолновиков, людей разного возраста, разных профессий,
А здесь, в зале суда?.. «Прошу встать! Именем Российской Советской Федеративной Социалистической Республики...»
Во имя чего, Владимир Тюрин, отказавшись от увлекательнейшего занятия — коротковолнового радиолюбительства — выслушиваете вы сейчас суровый приговор суда?