Старикам здесь вполне ещё место: забытые ИT-технологии в строю
Работа с молодежью |
В сентябре 2016 года прошла удивительная новость: в небольшой польской автомастерской обнаружился компьютер Commodore 64, использующийся владельцем для балансировки карданных валов. Commodore 64, Карл! Причём компьютер выжил даже после того, как мастерскую однажды затопило паводком. Эта история натолкнула нас на мысль поискать другие примеры современного использования старых, забытых IT-технологий.
Когда речь заходит о старых компьютерах, мы ностальгируем по стареньким БК и ZX-Spectrum, и с умилением вспоминаем древние мейнфреймы, работавшие на перфокартах. Некоторые считают, что подобные динозавры уже не могут использоваться в современных бизнес-процессах или системах вооружения. Оказывается, могут!
В то время, как массовый потребитель считает смартфоны двухлетней давности безнадёжно устаревшими, по всему миру немалая часть транспортной и военной инфраструктуры, некоторые компании и даже отдельные программисты активно используют технологии, не обновлявшиеся десятилетиями. И если вам кажется, что банкоматы, работающие на Windows XP, это анахронизм, то готовьтесь удивляться.
Если работает, модернизировать не надо
Согласно отчёту, опубликованному весной 2016-го Счётной палатой США, в системе управления межконтинентальными баллистическими ракетами, стратегическими бомбардировщиками и самолётами-топливозаправщиками до сих пор используются компьютеры IBM Series/1, разработанные в 1970-х. В качестве носителей информации в них используются 8-дюймовые дискеты. Эти устройства напрочь устарели уже в 1980-х. И несмотря на дороговизну технического сопровождения компьютеров, Министерство обороны США завило, что не видит причин в их спешной замене.
Аэропорт — не место для новинок
Скорее всего, этот текст вы читаете на компьютере под управлением одной из версий Linux, Mac OS или Windows 7-10. А многие пользовались, скажем, Windows 95? Не говоря о более старых операционных системах?
В 2015 году выяснилось, что используемая в парижском аэропорте Орли система DECOR, предназначенная для передачи пилотам информации о дальности видимости на ВПП, необходимой для выполнения взлётов и посадок авиалайнеров, работает под управлением Windows 3.1. И из-за сбоя винтажной операционки DECOR некоторое время не работала.
Комментируя это происшествие, руководитель французского союза авидиспетчеров сообщил, некоторые компьютеры, используемые в различных системах, обеспечивающих функционирование аэропортов, работают на UNIX.
Что может быть консервативнее налогов?
На вопрос, почему жертвам кражи личности новые коды налогоплательщика выдают с задержкой, полномочный представитель американской Службы по внутреннему налогообложению в феврале 2015-го сообщил, что ряд программных систем этой государственной организации написаны на COBOL ещё во времена Джона Кеннеди. А поскольку СВН должна поддерживать преемственность учёта, эти древние продукты не заменяются, а лишь поддерживаются и патчатся, за десятилетия превратившись в неповоротливых монстров. И на логичный вопрос «Почему Служба до сих пор использует подобные системы, если ему выделяется $2 млрд в год на информационные технологии?», сенатор ответил, что деньги потрачены на апгрейд систем, разработанных для Службы в 1950-60-х годах.
Поезд не опаздывает, он задерживается
В нью-йоркском метро поезда частенько не выдерживают расписания. Причина в том, что, по состоянию на 2015 год, для управления движением поездов используются системы, разработанные в 1930-х (!): диспетчеры отслеживают перемещения поездов по большим световым схемам линий, записывая данные на бумагу и вручную управляя стрелками и семафорами. Всю эту машинерию очень трудно поддерживать в рабочем состоянии, и когда что-то ломается, то ремонт зачастую превращается в непростую задачу.
Ветеранам — ветеранское ПО
В американской сети госпиталей для ветеранов используется программная система VistA — Veterans Health Information Systems and Technology Architecture. Нюанс в том, что она построена на базе MS-DOS и управляется только через командную строку. Например, чтобы назначить сотруднику госпиталя отгул, надо ввести команду «71», выводящую на экран список сотрудников. А если вы не знаете, какая команда вам нужна, то придётся изучить 500-страничный мануал. Других вариантов нет. Даже такая простая задача, как назначение встречи пациента с врачом, требует выполнения более чем десяти операций несколькими разными пользователями: сначала врач отправляет заявку на назначение консультации, затем служба консультаций должна сообщить, что она получила указание, и либо внести встречу в расписание, либо отменить заявку. Не говоря уже о других особенностях этого реликтового программного продукта: к примеру, отслеживание пациентов осуществляется по первой букве и последним четырём цифрам номера соцстрахования, что приводит к многочисленным ошибкам и путанице.
К звёздам
Всё это были примеры, демонстрирующие в основном нежелание разгребать устаревшие, сложные системы. Это требует не только больших финансовых затрат, труда и поиска специалистов обладающих, мягко говоря, не самыми популярными знаниями и навыками. Поэтому напоследок хочется завершить обзор примером того, как старые IT-технологии используются до сих пор не потому, что лень и дорого, а потому что по-другому просто никак.
В 1977 году были запущены исследовательские космические аппараты «Вояджер-1» и «Вояджер-2». В этом году исполнится 40 лет полёта зондов. Считается, что в 2007 году «Вояджер-2» формально покинул пределы Солнечной системы и вышел в область гелиопаузы, то есть буферной зоны, отделяющей объём Солнечной системы от межзвёздного пространства. «Вояджер-1» пересёк границу системы в 2013-м.
По оценкам специалистов, ресурса радиоизотопных генераторов, установленных на зондах, хватит примерно до 2025 года. И до тех пор учёные будут поддерживать с аппаратами связь, получая регистрируемые приборами данные.
Возвращаясь к теме IT: каждый «Вояджер» оснащён тремя специально разработанными компьютерами, которые можно перепрограммировать по командам с Земли:
• Компьютерная командная система (Computer Command System (CCS)). Два процессора с управлением по прерываниям (interrupt type processors), с двумя модулями энергонезависимой памяти по 4096 18-битных слов.
• Система полётных данных (Flight Data System (FDS)). Два процессора с двумя модулями по 8198 16-битных слов.
• Система ориентации и управления антенной (Attitude and Articulation Control System (AACS)). Параметры аналогичны CCS.
Ёмкость накопителя — 67 Мб. Тактовая частота процессоров — 250 кГц, в среднем обрабатывается 8000 инструкций в секунду. Сравните с параметрами процессоров, стоящих в ваших смартфонах.
Язык программирования «Вояджеров» — разновидность ассемблера. В последний раз программное обеспечение зондов переписывалось в 1990-м году, после пролёта Нептуна. Новое ПО позволило им действовать более автономно.
Ну и картиночка вместо эпилога напоследок.