Опять двойка? Детектор лжи подскажет без дневника!

Радио - начинающим

Здесь на трех транзисторах PNP-типа собрано пороговое устройство (усилитель постоянного тока с большим коэффициентом усиления). К точкам "К-К” (вход) в реальном устройстве подключаются рабочие электроды, накладываемые на ладонь испытуемого, а в виртуальной модели этот имитатор датчика состояния поверхности кожи – резистор [R], с регулируемой величиной сопротивления. Выходом служит сигнал светоизлучающего диода LED (Light-Emitting Diode). Питание устройства осуществляется от батареи Е1 с напряжением 9 В.

Потенциометр [Р] служит для начальной установки режима. Интегрирующая цепь R1C1 предохраняет устройство от ошибочных электрических сигналов. Вначале оба потенциометра [R] и [Р] устанавливаются на 100%, если при этом дать команду на моделирования, то индикатор LED загорится (его стрелки на схеме в анимационном режиме зачернятся). Нажимая последовательно на клавишу Р (при английской раскладке клавиатуры), надо уменьшать величину сопротивления одноименного потенциометра, пока индикатор не погаснет: его стрелки из зачерненных превратятся в стрелки с просветом. Именно этот этап моделирования зафиксирован на рис. 1, где сопротивление Р равно 5% от 2,2 МОм, т.е. 110 кОм. На этом надо остановиться: предварительная настройка схемной модели проведена. Далее последовательно нажимаем на клавишу R, уменьшая величину сопротивления имитирующего поведение датчика сопротивления поверхности кожи. При достижении величины 90% от 0,5 МОм (уменьшение на 50 кОм), LED загорится, что моделирует появления сигнала об уменьшении кожного сопротивления. (Для увеличения сопротивления переменных резисторов надо нажимать на соответствующие клавиши при одновременно нажатой клавише Shift). Приведенные числовые данные условны, и зависят в реальной системе от вида используемого светодиода, применяемой электродной системы, характеристик кожи и особенностей реакции конкретного испытуемого.

 

 

Перед началом эксперимента испытуемый свободно усаживается на стул, и на тыльной стороне его ладони пластырем фиксируются электроды датчика (рис. 4). Медленно вращая движок подстроечного сопротивления Р, добиваются погасания светодиода и фиксируют это положение. На этом электронная часть проблемы как бы прерывается и начинается собственно игра в криминалистику. Теперь надо задать такие не простые вопросы, при которых бы испытуемый стал врать и переживать за говоримое, и тогда (опять включается электроника) светодиод должен загореться. Здесь Вам придется пофантазировать и поэкспериментировать, определив правила игры (оскорбительные и интимные вопросы должны быть исключены в принципе, а результаты оставаться конфиденциальными по договоренности, не следует также использовать игру в корыстных целях). Если Вы играете с товарищем, то желательно чередовать роли следователя и допрашиваемого, для соблюдения равноправия и чтобы почувствовать себя в "чужой шкуре” .

В качестве начальной методики составления вопросов можно порекомендовать так называемый нейтрально-целевой метод, который был разработан классиком полиграфии Макстаном еще в 1917 году. Он долгое время являлся стандартным при подобных проверках. Существо нейтрально-целевого метода заключается в следующем. Имеется три типа вопросов: значимые и целевые вопросы, нейтральные для создания фона и контрольные. Для того чтобы отличить реакции на нейтральные и целевые вопросы, избирается определенная техника постановки вопросов. Берется группа вопросов: нейтральные, не имеющие отношения к существу дела (например: "Как ваша фамилия?” или про погоду); значимые, по которым проводится расследование и определяется отношение человека к тому или иному делу. В разных вариантах эти вопросы могут идти вперемежку, например, один значимый, потом нейтральный; или могут идти зонами, например, 5 нейтральных, потом группа 5 критических, потом опять 5 нейтральных, потом опять 5 критических. Все заданные вопросы и ответы записываются на бумагу и на магнитофон. После окончания процедуры анализируется, как человек реагировал на группу нейтральных вопросов, затем на критическую группу – есть ли различие или нет. Далее проводится полное сравнение ответов испытуемого на те или иные вопросы. Если вопросы шли вперемежку, то по отдельности соответственно смотрят, как он реагировал на те или иные вопросы изолированно. Эта аналитическая часть может оказаться гораздо сложнее электронной, так как не формализована и близка к искусству. Главное не забывайте, что приборы не совершенны и это всего лишь игра. Не заиграйтесь, будьте на высоте морально-этических норм, следуйте клятве Гиппократа: "Не навреди!”

Источник.