Связь с "большой землей" по интернету поддерживали раз в неделю

Работа с молодежью

Ребята выглядят немного уставшими, но радостными - наконец вернулись. Признаются, что еще не совсем оправились после экспедиции, на момент разговора не все даже возобновили свои сим-карты в телефонах.

Некоторые - с типичной для полярников большой бородой.

В состав 20-й экспедиции входили 12 человек: пять отвечали за жизнеобеспечение станции (дизелист, механик, системный администратор, врач и повар), а другие семь - ученые.

"Государственная программа научных исследований в Антарктиде выполнена в полном объеме", - рассказывает руководитель экспедиции Виктор Лукьященко, который зимовал в Антарктиде уже в шестой раз.

Он, бывший военный-ядерщик, параллельно с административной выполнял и научную работу - исследования по сейсмологии и изучению ионосферы.

Шутит, что "чистые начальники у нас не ходят", - слишком дорогое удовольствие.

"Зимовка была легкая в психологическом плане, но тяжелая физически - была плохая ледовая обстановка, штормы ... Обычно средняя летняя температура была 2,3-2,5 градусов. А у нас 4,5 градусов, практически вдвое выше. Поэтому образовывались большие ледовые поля, которые перекрывали проходы между островами и суда не могли проходить", - отмечает Виктор Лукьященко.

Через несколько недель после прибытия на станцию была и экстремальная ситуация, когда пришлось организовывать спасательную экспедицию.

"Ребята, биолог с механиком, пошли на острова, их там зажало льдом - пока они ходили, подошло ледовое поле и их перекрыло. Мы направили спасательный отряд, он нашел свободную воду, перенесли туда "Зодиак" (Специальная надувная лодка, которую используют полярники, в свое время ими же пользовались члены экспедиции Кусто. - Ред.) и так вернулись. Это нервы, потому что делалось уже в темноте ночью в океане", - вспоминает руководитель экспедиции.

Связь с "большой землей" по интернету поддерживали раз в неделю - тогда читали письма. Могли пересылать фото, но это уже за свой счет. Так же за свой счет можно было звонить по спутниковой связи - тариф 38 грн за минуту.

Наладить связь лучше пока не удается из-за нехватки средств.

Наука

Исследования на станции вели биологи (осуществили более 120 выходов в море), гидрометеорологи (более ста выходов в море, метеорологические данные со станции должны передаваться каждые 3 часа, на "Академике Вернадском" метеонаблюдения одни из крупнейших в Антарктике) и геофизики (изучали магнитосферу и ионосферу).

О своей работе ВВС Украина рассказал Богдан Гаврилюк из Харьковского радиоастрономического института, который проводил геокосмические исследования: "Я вел мониторинг электромагнитного окружения Земли, влияния волн и волнений природного, космического характера, солнечной активности".

"Начали совместный проект с американскими коллегами, которые работают на соседней станции Палмер. Получили очень интересные результаты при изучении ионосферы", - добавляет он.

Богдан Гаврилюк также отмечает, что одно из направлений геокосмических исследований проводится из двух точек планеты - с "Академика Вернадского" и из Арктики, с норвежской станции на острове Шпицберген, где работает украинское оборудование.

Руководитель экспедиции Виктор Лукьященко рассказал также о еще одном международном проекте с участием Украины, Польши, США, Аргентины и Австралии - украинские полярники установили на отдаленных островах веб-камеры, что позволило наблюдать за районом в режиме реального времени.

Зимовка

Провести долгую полярную ночь в ограниченном пространстве станции - психологически сложно, говорит врач Николай Малютенко.

"Самый негативный фактор в экспедиции - это, наверное, психологический. Оторванность от семьи и от близких. Травматизм, различные аллергии и простуды также были, но не сказал бы, что случались сложные случаи", - рассказывает он ВВС Украина.

По его словам, наиболее серьезную помощь пришлось оказывать не нашим зимовщикам, а туристам (их в этом году было 2,7 тыс. - меньше, чем обычно - повлияла ледовая обстановка).

"57-летняя француженка, к сожалению, не рассчитала свои силы. В психологическом плане у нее был эмоциональный срыв, который привел к гипертоническому кризу, и человек дальше не мог продолжить путешествие. Капитан обратился к нам за помощью. Мы помогли, поддержали эмоционально. Ей очень понравилось у нас на станции, она бы с нами так и зимовала", - вспоминает врач.

Впоследствии ее забрало большое французское судно, которое вернулось ради нее по распоряжению своего консульства.

В команде конфликтов удалось избежать, говорят все участники экспедиции, с которыми общалась ВВС Украина.

"Все понимают, что конфликтам в таком маленьком закрытом коллективе не место. Поэтому люди пытались их избегать. И если намечались какие-то споры, то они заканчивались тем, что находили золотую середину. Никто не давил и не требовал признать именно его точку зрения", - уверяет Николай Малютенко.

"Когда видишь, что у человека начинается депрессия, он начинает часто уединяться, надо его коллективно поддержать, чем-то занять. Мы играли в футбол и это очень отвлекало. Пели под гитару", - говорит врач. Кроме футбола играли в шахматы и дартс, бегали на лыжах.

В конце концов, был и алкоголь - полярникам официально закупают вино по нормам подводников. И два ящика шампанского на праздники. Плюс брали немного собственных запасов виски, признаются участники экспедиции.

"Есть еще английская традиция - каждую субботу все одевают костюмы с галстуками, повар накрывает стол, мы имеем такой праздничный обед. Очень помогает для снятия психологического давления", - говорит Виктор Лукьященко.

А на вопрос о женщинах врач Николай Малютенко отвечает - возможно, и к лучшему, что был исключительно мужской коллектив.

"Женщин в каком-то плане не хватало. Но, откровенно говоря, для меня как для медика, который выполнял еще и роль психолога, наличие женщин могло привести к каким-то конфликтам. Хотя я не против женщин, у нас такая традиция, что во время каждого праздника врач говорит третий тост за женщин", - смеется медик.

Экспедиции негативно влияют на личную жизнь, признается один из полярников. Он зимовал уже в шестой раз и говорит, что семья плохо относится к тому, что его годами нет дома.

"Но это моя ответственность, я буду делать свою работу, пока смогу", - констатирует мужчина.

Династия

В 20-й экспедиции механиком-электриком был 28-летний Антон Омельченко. Он правнук другого Антона Омельченко - участника экспедиции англичанина Роберта Скотта 1910-1913 гг.

"С детства знал, что когда-то побываю в Антарктиде, где был прадед", - рассказывает Антон Омельченко-младший ВВС Украина.

Говорит, что от экспедиции у него остались исключительно положительные впечатления, хотя иногда было очень трудно.

"Труднее всего было работать на улице, когда температура минус 24 градуса и очень сильный ветер, бывало 20-30 м/с. Была ситуация, ветер оборвал нам антенну. И мы с геофизиком Богданом Гаврилюком должны были очень быстро все исправить, так как продолжались исследования ионосферы. Работать на таком морозе с ветром очень тяжело - руки моментально замерзают. Две минуты крутишь, пять минут отогреваем", - вспоминает Антон.

Кстати, это уже третий представитель семьи Омельченко в Антарктике - внук Антона Омельченко-старшего (и дядя Омельченко-младшего) был дизелистом в составе 11-й украинской экспедиции на "Академик Вернадский".

Политика

"Я знаю многих капитанов из России. Раньше всегда подходили к нам, капитан мог на "Зодиаке" приехать поздороваться. А сейчас уже относятся как-то "прохладно", с осторожностью. Капитан может стоять у соседнего острова и с нами не связываться...", - отмечает полярник.

Он также вспоминает случай с больной француженкой, о которой рассказывал врач.

"Она провела у нас неделю, мы ее не могли отправить, а на той яхте, на которой она прибыла, идти отказалась. Рядом стояли два российских судна. Одно из них, по крайней мере на словах, нас поддержало, помогло по каналам связи распространить информацию, что на станции "Вернадский" находится француженка, которую надо забрать. А с другим капитаном я связался, он пообещал посоветоваться со своей командой. Два-три часа прошло, они молча развернулись и ушли", - удивляется Виктор Лукьященко.

 

"Но в конце концов мы все наладили, звали капитанов или ехали к ним, говорили: Антарктида вне политики", - говорит он.

"Хочу поблагодарить команду за отличную работу. С каждым из них я всегда пошел бы в новую экспедицию. Благодарю украинский антарктический центр за подбор команды и Украину за то, что она смогла профинансировать нашу экспедицию", - говорит руководитель экспедиции.

http://www.bbc.com/ukrainian/ukraine_in_russian/2016/04/160426_ru_s_vernadskiy_antarctic_night