Электрогитара своими руками

Радио - начинающим

Для того, чтобы достичь гармонии звучания и внешней формы электрогитары, необходимо уделять внимание и ее внешнему виду. Электрогитара красива не причудливостью форм и пестротой раскраски. Ее красота — в простоте обводов, в гармоничности и соразмерности всех частей, в лаконизме цветовой гаммы чистых тонов (см. рисунок на 3-й стр. вкладки).

Гриф электрогитары обычно изготавливают вместе с пером из одного (монолитного или проклеенного) бруска твердого, хорошо выдержанного дерева. Основная особенность грифа — наличие анкерного стержня (рис. 1 в тексте), принимающего на себя часть нагрузки и позволяющего исправить форму грифа, если последний «поведет». Так как в домашних условиях затруднительно высверлить в грифе отверстие под анкер, можно рекомендовать конструкцию грифа, приведенную на вкладке (узел 1). Ее удобство еще и в том, что легче высушить несколько тон-ких планок, чем один массивный брусок. Для упрощения конструкции можно изготовить перо отдельно, лишь бы его соединение с грифом было достаточно прочным.

Соединение грифа с корпусом (узел 2) должно быть выполнено возможно более прочно. Для этого гриф вклеивают в паз длиной 70 — 80 и глубиной 10 — 12 мм на корпусе и фиксируют одним — двумя шурупами. Порожек электрогитары (узел 3, а) должен давать возможность регулировать высоту струн над грифом. Крайне желательно также иметь возможность регулировать мензуру каждой струны в отдельности. Для того, чтобы при работе вибратора струны на порожке не перетирались, под ними устанавливают ролики.

ОБМЕН ОПЫТОМ

МЕХАНИЧЕСКИЙ ВИБРАТОР

г. Пермь В. Молотилов 

Необходимым узлом современной электрогитары является устройство механического вибратора. Одна из возможных конструкций этого устройства описана, например, в статье «Электрогитара» («Радио» 1069, ╧ 12, стр. 25).
Я предлагаю более простую конструкцию механического вибратора (см. рисунок).
В ней использованы дюралюминиевый барабан с отверстиями для струн и наклепки и червячная передача, изготовленная из колка гитары. К червячной передаче прикреплена рукоятка из прутка нержавеющей стали. Конец прутка слегка расплющен и в нем высверлено отверстие, которому затем придана (лобзиком или надфилем) квадратная форма. После установки прутка на ось червяка последняя расклепана.
Барабан укреплен па деке гитары с помощью стоек, привинченных к деке шурупами.

Перо грифа гитары может быть прямым или отогнутым (узел 4), с одно- и двусторонним расположением колков (узел 5). Прямое перо несколько проще в изготовлении и делает гитару более плоской, хотя и требует специальной скобы для предупреждения дребезжания струн. Двустороннее расположение дает возможность использовать более короткие струны, одностороннее позволяет распределить давление струн на гребенку более выгодным образом.

Вибратор электрогитары должен давать возможность изменять натяжение струн до двух полутонов в обе стороны. Известны попытки применения упрощенной конструкции вибратора (рис. 2 в тексте), позволяющего лишь в незначительной степени увеличивать натяжение струн, однако такую конструкцию нельзя считать удачной. Обычно же вибратор любой системы основан на принципе уравновешивания силы натяжения струн пружиной, при этом рукояткой можно сдвигать точку равновесия, меняя тем самым высоту звучания струн. Наиболее удачными следует считать вибраторы, конструкции которых показаны на рис. 3 и 4. К тому же они позволяют регулировать высоту рукоятки. Большинство вибраторов снабжены съемной рукояткой, которая крепится с помощью резьбы, или зажимается в цанге муфтой с конической резьбой (рис. 5). Некоторые электрогитары оборудованы вибратором с не-снимающимся рычагом (рис. 6).

Отделку и покрытие электрогитар производят различными способами. Верхнюю часть грифа протравливают морилкой, нижнюю — покрывают лаком и тщательно полируют, так как от качества полировки во многом зависит удобство игры. Покрытие остальных частей отличается большим разнообразием. Полуакустические гитары часто покрывают прозрачным лаком непосредственно по полированному дереву, или по предварительно покрашенному нитрокраской. Иногда корпус покрывают синтетическими материалами.

Звучание гитары определяется характером колебаний струны и состоит из основного тона (рис. 7, сплошная линия) и обертонов (штриховая и штрих-пунктирные линии), уровень которых по отношению к основному тону повышается по мере приближения к порожку. Поэтому звукосниматель, расположенный у порожка, выделяет обертоны, а установленный ближе к грифу лучше воспроизводит основной тон. Уровень сигнала звукоснимателя пропорционален амплитуде колебания струны, которая выше у басовых струн, поэтому, вообще говоря, любой звукосниматель выделяет низшие частоты, а расположенный у грифа — в особенности, так как там амплитуда колебания струны максимальна. Поэтому характер звука электрогитары зависит от количества и расположения звукоснимателей, схемы их включения и применения фильтров высоких и низких частот.

На современной электрогитаре устанавливают от одного до четырех звукоснимателей. Хороший звукосниматель должен давать возможность регулировать силу звука каждой струны, что достигается применением вывинчивающихся магнито-проводов. Простейшими являются электрогитары с одним звукоснимателем (рис. 8, а), вмонтированным в конец грифа. В нижнем (по схеме) положении переключателя П1 низшие частоты срезаются конденсатором С1 и звучание электрогитары становится более резким. Наиболее распространены электрогитары с двумя звукоснимателями (рис. 8, б). Звукосниматель Зв1, расположенный у грифа, выделяет низшие частоты гитарного диапазона (переключатель П1 — в верхнем положении), звукосниматель Зв2, установленный у порожка, лучше воспроизводит высшие частоты (П1— в среднем положении), при подключении обоих звукоснимателей (П1 — в нижнем положении) достигается равномерное звучание по всему диапазону. Резистором R1 регулируют громкость, цепочкой С1R2 можно срезать высшие частоты.

Для исполнителя, играющего в ансамбле как сольные, так и ритмо-вые партии, особенно удобным будет инструмент со схемой, изображенной на рис. 8, в. Резистором R1 регулируют громкость только в положении 1 переключателя П1 (аккомпанемент), при этом включен звукосниматель Зв1. Остальные положения переключателя используются для сольной игры. Равномерное звучание по всему диапазону частот достигается включением обоих звукоснимателей (положение 2), резкое — включением звукоснимателя Зв2 (расположенного у порожка), сигнал которого проходит через конденсатор С1 чем срезаются низшие частоты (положение 3). Конденсатор С2 срезает высшие частоты сигнала звукоснимателя Зв1 (в положении 4).

Электрогитары чаще всего снабжены переключателями галетного типа, можно встретить также переключение тумблерами.

Значительно большее число тембровых окрасок звучания можно получить при наличии на электрогитаре трех звукоснимателей за счет различных комбинаций их включения и соединения друг с другом. Схемы таких гитар (рис. 9 и 10) принципиально ничем не отличаются от приведенных выше.

Встречаются электрогитары без переключателей, у которых сигналы звукоснимателей можно смешивать плавно (рис. 10).

Электрогитара подключается к усилителю экранированным коаксиальным кабелем с разъемом. Чаще всего разъем расположен на торце корпуса гитары. Однако более удачным следует считать расположение его на лицевой панели гитары.

По характеру использования в ансамбле электрогитары подразделяются на соло, ритмовые и басы. Если басы резко отличаются от двух первых характером звучания, отсутствием вибратора, большей мензурой, толщиной и количеством струн (хотя последнее не столь характерно, так как существуют и шестиструнные басы), различие между соло-и ритм-гитарами значительно менее выражено, они всегда взаимозаменяемы в ансамбле, можно сказать даже, что это различие, в основном, зависит от характера требований исполнителя.

Определенно можно сказать, что для исполнения сольной партии удобнее несколько уплощенный гриф, который может быть шире и массивнее ритмового, требуется значительная глубина вибрато (до двух полутонов в обе стороны) и наличие на грифе не менее 20 ладов; позиционный переключатель, который обеспечивает 3 — 4 тембровые окраски, достаточно резко отличающиеся друг от друга. Ритм-гитара должна иметь возможно более тонкий гриф с закругленной поверхностью; вполне достаточно наличия 18 ладов и глубины изменения частоты в четверть тона в обе стороны; более удобным является вибратор с рычагом, который можно прижимать локтем. Желательно иметь возможно больший выбор тембровых окрасок, могут быть полезными плавные регуляторы тембра, почти ненужные солисту. Для пиццикатного звучания ритм-гитары необходима сурдина.

Профессиональные электрогитары характерны не сложностью схемы, а тщательностью изготовления и продуманностью с «музыкальной» точки зрения. Поэтому дальнейшее усовершенствование электрогитары будет идти, скорее всего, по линии улучшения схем, что открывает широкий простор для творчества радиолюбителей.

http://www.chipinfo.ru/literature/radio/197101/p46-48.html