В 1946 году на о. Диксон был организован радиоклуб
Ретро - Радио |
21 мая 1937 года четырехмоторный воздушный корабль Н170 совершил посадку в районе Северного полюса.
Славная четверка советских полярников: Папанин, Федоров. Кренкель и Ши-ршов, опустилась на «вершине земли», чтобы выполнить сталинское задание.
Но еще никто не знает о 6лагополучной посадке самолета Водопьянова. Нет связи с базой экспедиции на о. Рудольфа. Вышла из строя самолетная рация, разрядились аккумуляторы радиостанции UPOL.
Время идет. Нарастает напряжение. Люди волнуются за судьбу товарищей. Наступила ночь. Густым туманом заволокло купола Рудольфа. где готовят самолеты,чтобы лететь на поиски. Москва шлет запрос за запросом.
И вдруг зимовку о. Рудольфа облетает радостная: весть „связь есть!" В несколько минут небольшая радиорубка наполняется до отказа.
Здесь—тишина. Только карандаш радиста шуршит по бумаге—принимается радиограмма номер один со льдины, где сходятся земные меридианы. Полюс заговорил. Первую радиограмму с Северного полюса принимал Николай Стромилов.
Всего несколько дней прошло с тех пор, как он вернулся из воздушной разведки в район полюса, совершенной на самолете летчика Головина.
Н. Н. Стромилов |
Борт-радист Стромилов был в составе первой пятерки советских людей, побывавших над полюсом. Двенадцать часов пробыл самолет в полете и благополучно вернулся, израсходовав до предела горючее. Моторы остановились из-за отсутствия бензина во время приземления.
Это было редкостной удачей. «Все равно, что выиграть 100 000 рублей на трамвайный билет», шутили товарищи, поздравляя экипаж Головина. 23 мая Стромилов был снова на полюсе (на этот раз уже с посадкой) в качестве борт-раАиста Молокова на тяжелом корабле Н171.
Незаметно прошли две недели на льдине, пока собрались все самолеты экспедиции и было разгружено имущество для дрейфующей зимовки. И вот снова — знакомый купол о. Рудольфа.
До октября Стромилов пробыл на о. Рудольфа, обслуживая наземную рацию, деля вахты с радистом авиабазы т. Богдановым. Свыше 500 тысяч слов прошло в течение четырех месяцев через эту радиостанцию.
Кроме своей основной работы, Николай Николаевич много сделал для проводившихся Осоавиахимом с августа 1937 года соревнований на связь с Северным полюсом. Его любительская радиостанция была связующим звеном между UPOL (позывные радиостанции Э. Т. Кренкеля), штабом соревнований и коротковолновиками СССР.
В октябре 1937 года Стромилов вернулся на Большую землю.
Его замечательная работа по участию в экспедиции была отмечена высшей правительственной наградой — орденом Ленина.
Десять лет упорного труда предшествовали этому знаменательному дню в жизни радиста.
В 1927 году юный радиолюбитель Коля Стромилов поступил на курсы радиотехников и с тех пор свою энергию, отличные конструкторские способности, необычайную выдержку и работоспособность посвятил любимому делу.
В 1928 году он стал коротковолновиком и конструктором радиостанций, а через два года, по представлению ленинградской секции коротких волн, отправил ся в экспедицию на Новую Землю. Молодой ко ротковолник отлично обеспечил связь Новой Земли с Архангельском, Ленинградом и Северной Землей.
Затем — снова конструкторская работа. Вместе с группой друзей-коротковолновиков он строит радиопередатчик для похода «Челюскина», монтируя его на корабле, и становится радистом «Челюскина», работая вместе с Э. Т. Кренкелем.
Годы между экспедицией на «Челюскине» и полетом к Северному полюсу были для Строми-лова годами технического роста, экспериментальной работы. Именно ему принадлежит основная часть разработки радиоаппаратуры, которой была затем оснащена экспедиция на Северный полюс. Он создал два передатчика мощностью 20 и 80 ватт, работающие как на коротких, так и на длинных волнах и питающиеся от различных источников энергии — бензина, ветра или живой силы.
Неутомимого экспериментатора влекут и новые области радиотехники. Стормилов занимается ультракороткими волнами, конструирует УКВ передвижки и задумывается о применении УКВ в планерном деле. Без отрыва от производства он оканчивает планерную школу Осоавиахима и удачно осуществляет связь на УКВ между парящим планером и землей.
Весь этот комплекс разнообразной деятельности коротковолновика, укависта и радиотехника помог Стромилову блестяще справиться со всеми заданиями во время экспедиции на Северный полюс.
Весьма характерным является отзыв о нем Героя Советского Союза М. М. Шевелева: «Стромилов—отличный радист-оператор, но у него к тому же большой стаж радиолюбителя-экспериментатора. Поэтому у него необычайно гибкий ум конструктора, позволяющий ему путем каких-то «таинственных манипуляций» в аппаратуре выжимать из нее много больше того, на что она была рассчитана».
СНОВА В АРТИКЕ
Не прошло и двух лет после возвращения с о. Рудольфа, как Стромилов снова в Арктике.
С группой товарищей, среди которых были известные коротковолновики В. В. Ходов, Ш. И. Якубайтис, Н. Е. Златоверховников, Д. И. Ара-лов и другие, он сгронт радиоцентр на мысе Шмидта.
На границе полушарий, возле 180-го меридиана, в течение зимы 1939 и лета 1940 года был построен первоклассный радиоцентр, представляющий собой целый комплекс технических сооружений: передатчики, работающие на длинных и коротких волнах, передатчики для районных связей, лаборатория. А в 10 километрах от передающего — приемный центр. В этом здании—приемный пункт, радиобюро, отличная студия, аккумуляторная.
Радиоцентр на м. Шмидта обслуживает весь район о. Врангеля, Колючинскую губу, Банкарем, Уэллен, мыс Шелагский, бухту Провидения и другие пункты, одновременно обеспечивая уверенную связь с Москвой н Хабаровском.
Кроме этого, мыс Шмидта — центр радиовещания Восточной Арктики. Ежедневно отсюда для полярников передаются радиобюллетень Политуправления Главсевморпути, информации ТАСС, статьи из центральных газет, лекции. беседы, литературно-музыкальные передачи, концерты и граммзапись.
Сколько труда нужно было положить на то, чтобы не только построить, но и отлично организовать эксплоатацию этого крупнейшего арктического радиоцентра за такой короткий срок!
Закончив строительство, Стромилов вернулся в Ленинград. С первых же дней Великой Отечественной войны он —в рядах защитников города-героя.
Партизанское движение, бурно разраставшееся в Ленинградской области, потребовало большого количества квалифицированных радистов для обеспечения радиосвязи.
Подготовку радистов для штаба партизанского движения, а затем и руководство радиосвязью ленинградского штаба партизанского движения возглавил Н. Стромилов.
С января по март 1943 года он участвовал в боях по прорыву блокады в качестве инженера по радио одного из полков связи- Орден Отечественной войны I степени, медали «Партизану Отечественной войны» и «За оборону Ленинграда» — вот чем отметило командование боевую деятельность коротковолновика Стромилова.
В 1944 году Николай Николаевич возвратился в Арктику на о. Диксон в качестве начальника связи трех морей — Баренцева, Карского и моря Лаптевых- За руководство связью в Западной Арктике и обеспечение четкого взаимодействия с военно-морскими силами Стромилов был награжден вторым орденом Отечественной войны.
В 1946 году, когда возобновилась коротковолновая работа, на о. Диксон был организован радиоклуб, рация которого одной из первых вышла в эфир. Первый арктический радиоклуб организовал снайпер эфира Н. Н. Стромилов.