Мой отец - Владимир Тевдорашвили UF6AF
Знакомимся с коллегами |
Отец Марины – Владимир Тевдорашвили, известный во всем мире радиолюбитель, был прекрасным специалистом этой отрасли, человеком с феноменальной памятью, который являлся членом команды прославленных в то время космонавтов и на определенной территории обеспечивал им радиосвязь. Он многие годы руководил технической службой Радио Грузии.
- Хотелось бы начать с вашего отца – его жизненный путь был очень интересным и многообразным…
— В его жизнь, действительно, уместилось очень много событий. Он родился в 1924 году в селе Кандаура, детство провел в Тбилиси. Окончил авиационное училище в городе Ейске. Оттуда его послали на Дальний Восток… Когда началась война с Японией, он уже был летчиком морской авиации.
- Говорят, у него была феноменальная память, и он даже никогда не пользовался телефонной книгой…
— Отец имел технический склад ума и обладал необыкновенной памятью. К сожалению, я этого не унаследовала… Номера всех автомашин на телевидении помнил наизусть. На мой вопрос, зачем он их запоминает, отвечал, что это не специально, так получается само собой…
- Он, как радиолюбитель, оказывается, был известен во всем мире?
— Вернувшись с Дальнего Востока в Грузию, он создал радиостанцию. Был арбитром радиоспорта в масштабах страны. В нашем доме был подвал, где он обустроил лабораторию, в которой мы также проявляли фотографии. Там я провела все детство. Радиолюбители по всему миру всегда общались между собой посредством азбуки Морзе. Одним из папиных раритетов были QSL почтовые открытки, которыми радиолюбители обменивались. У каждого из них был опознавательный код. У папы был код "UF 6 АF". В его подвале эти открытки хранятся целыми ящиками, и я хочу дома устроить арт-объект.
- Это было его увлечением и хобби. Он также известен как один из основателей радио в Грузии…
— Служба, где отец начал работать, называлась радио-бюро. Потом он был начальником технической службы Радио Грузии. Радиокоммуникации в нашей стране формировались в 50-х годах. Все радиокабели шли от фуникулера, и папа до конца наизусть помнил, по всему городу где, на какой улице и в какой колодец они входили. Иными словами, хранил в памяти всю схему Тбилиси с 50-х годов.
- Как специалист высокого класса он был связан и с космонавтами. Что вы можете вспомнить о том периоде?
— Тогда цифровой связи не существовало, и связь с космическим кораблем осуществлялась посредством радио. Так было во время Гагарина, Терешковой и других космонавтов… Когда корабль летел по определенному маршруту, его координаты менялись, и эти радиостанции передавали друг другу эстафету. Во всех точках, которые должен был пройти космический корабль, были свои представители. Существующей на территории Грузии такой службой руководил отец. Люди, с которыми он общался по этой своей работе, не раз бывали у нас дома.
- В вашем семейном архиве есть фотография, на которой запечатлены Юрий Гагарин и другие космонавты… И там памятная надпись…
— Отец, по сути, был членом команды космонавтов, и это фото сохранилось с тех времен. Начиная с Юрия Гагарина, радиосвязь всех космических экипажей, наряду с другими, обеспечивал и отец. Они не только были членами одной команды, но и дружили. Эту фотографию ему подарили на память о том времени.
- Отец, наверное, рассказывал вам истории из "кухни" космонавтов…
— От него я знаю, что мат из космоса первым услышал он — от Валерия Быковского, которого папа тогда записал. Помню, он объяснил, что тогда что-то пошло не так, и из-за этого космонавт выругался. Об этом нигде не было сказано, но факт, что такое случилось. В космос полетел сначала Быковский, а спустя несколько часов – Терешкова – чтобы установить связь между кораблями. Это был 1963 год. Что касается "кухни". Все рисковали собственной жизнью, и, хотя мы все время слышали, что космонавты ничего не боятся, они как любой смертный, конечно же, испытывали страх. Иначе быть не могло…
- Приходилось ли вам видеть их в гостях у себя дома?
— Я тогда была маленькой, но помню, как однажды на мой день рождения к нам пришли дублер одного из экипажей, врач Малышев и еще несколько человек и подарили мне игрушечное пианино. На нем я создала свою первую композицию, которую назвала "Лес". Именно они подтолкнули меня к тому, что впоследствии я стала близка к музыке.
- То есть, можно сказать, что звукорежиссером вы стали благодаря им?
— Да. После школы я сдавала в медицинский институт – хотела стать врачом. Но не добрала балл, и папа устроил меня на работу в радио. Я осталась там и напрочь забыла о медицинской карьере…
В Москве работала на радио "Панорама" — звукорежиссером и продюсером. Это была первая радиостанция, по которой выходил эфир с концертов. Мы устраивали музыкальные благотворительные марафоны, тогда в открытом эфире концерты еще никто не устраивал. На "Панораме" мне довелось работать со всеми российскими эстрадными звездами, какие только были. Потом работала на радиостанциях "101" и "Маяк". На "Маяке" была незабываемая встреча с известным кинорежиссером Марленом Хуциевым. Узнав, что я из Тбилиси, он очень обрадовался. После эфира мы говорили о Тбилиси, он рассказал, где учился в Сололаки, вспоминал названия улиц… Под конец спросил, очень ли изменился город…
- Часто ли вы приезжаете в Грузию?
— Знаете, на чем я себя поймала в последнее время? Полноценным человеком чувствую себя только в своей стране… Совсем недавно купила дом в Бакуриани – прежде всего, чтобы не потерять Грузию.
Читать далее: https://sputnik-georgia.ru/interview/20170831/237152432/Gruzinskij-radioljubitel-kosmicheskij-mat-i-Jurij-Gagarin.html