Уникальная радиостанция “Мировая система”
Ретро - Радио |
Я.А. Шнейберг
Невиданное зрелище предстало перед глазами посетителей электрической выставки в Нью-Йорке в конце 1898 г. В бассейне в центре зала плавала модель небольшого судна “Ковчег” (рис. 2) с антенной, электрическим двигателем которого управлял по радио выдающийся сербский учёный-электротехник, именем которого будет названа единица магнитной индукции (Тл).
Никто в мире до Н. Теслы не управлял судном на расстоянии со специального пульта посредством радиосигналов. “Ковчег” плавал с разной скоростью, совершал сложные маневры, при этом светились и гасли электрические лампочки на его борту. Вскоре ученый получил патент в США (а потом и в других странах) на это изобретение, положившее начало радиотелемеханике, достигшей в наши дни фантастических успехов. Изобретение Н. Теслы оказалось настолько ошеломляющим, что видавшие виды сотрудники Вашингтонского бюро изобретений не хотели выдавать патент, сомневаясь в реальности новации учёного.
Вскоре Н. Тесла продемонстрировал свое изобретение в открытом море. Из нью-йоркской гавани небольшие корабли отплывали на расстояние до 50 км , выполняли все маневры и возвращались в гавань. Н. Тесла назвал свое изобретение “телеавтоматикой”, что означало “управление двигателями и действиями автоматов на расстоянии”. Изобретатель официально заявил, что управляемые им корабли должны быть использованы лишь в мирных целях “… в недоступных областях с целью их изучения и осуществления различных научных, технических и торговых задач” и что его изобретение “… не торпеды, а первый представитель расы роботов, который будет выполнять все желания человека”.
Н. Тесла мечтал создать “летающий аппарат”, управляемый по радио “на расстоянии тысячи миль”. Но он не собирался на этом останавливаться.
В одной из статей в 1900 г. Н. Тесла утверждал, что возможно создание автомата, который “… обладал бы каким-либо аналогичным человеческому мозгу элементом, управляющим его (автомата) действиями или операциями в любом случае, который может представиться, как если бы он имел знания, рассудок, суждения и опыт… Этот аппарат способен действовать по распоряжениям, заданным заранее, накапливать опыт и регистрировать впечатления… Фактически у меня уже имеется подробный план такого автомата. Хотя я создал это изобретение много лет назад и объяснил его своим посетителям в лаборатории, но известность оно получило совсем недавно и, естественно, вызвало сенсационные отклики. Но истинное значение этой новой техники не понято большинством и не оценено громадное значение его основного принципа” (курсив наш. — Я. Ш. )
Рис. 2. Модель управляемого
по радио “Ковчега”
(хранится в музее
Теслы в Белграде )
Можно только восхищаться и одновременно удивляться полету фантазии ученого, многие идеи которого при современных ему достижениях науки и техники были совершенно фантастичны. Но не каждый ученый способен “заглянуть” на столетие вперед. Понадобилось почти 100 лет после первых работ Н. Теслы, чтобы появились электронные автоматы с памятью, микропроцессоры и суперкомпьютеры, осуществляющие мгновенную обработку и передачу информации. Уже созданы удивительные роботы, например, робот-хирург, оперирующий на бьющемся сердце, или робот-полицейский, способный передвигаться со скоростью 7 км/ч , оборудованный видеокамерой, системами распознавания взрывчатых устройств и идентификации отпечатков пальцев.
Мог ли мечтать об этом Н. Тесла?
При изучении свечения вакуумных трубок он обнаружил в 1893 г. “особые лучи”, проникающие “через предметы, непрозрачные для обычного света”. Но он не довел эти исследования до конца и после сообщения (в 1895 г.) об открытии Рентгена опубликовал ряд статей по поводу использования Х-лучей; между ним и Рентгеном надолго установились дружеские отношения. Во второй серии опытов Рентген использовал резонанс-трансформатор Теслы.
И, наконец, ещё об одном фантастическом открытии Н. Теслы. Он утверждал возможность межпланетных радиосообщений.
Многие идеи учёного казались фантастическими даже для фантастов. Известный писатель Г. Уэллс в одном из своих романов с восторгом отзывался о попытках Н. Теслы установить связь с другими планетами. Тесла уже писал, что “сбудется мечта о полёте на Луну. Радиосигналы из космического пространства, хотя они исходят и не от марсиан, будут изучены, и источники их установлены человечеством. Более того, мы сами сможем посылать сигналы на Венеру или на Марс, даже при их наибольшем удалении, и если не сообщать жителям этих планет наши земные новости, то, во всяком случае, наблюдать за этими лучами и ожидать возврата их отражений на Землю”.
Таков был Н. Тесла. И когда его спрашивали, почему он не все свои идеи доводит до завершения, он говорил, что это далеко не просто, и добавлял, что в его голове “исполинских мыслей рой” (как писал о нем один сербский поэт), поэтому пусть другие пытаются завершить его мечты!
Многое, о чем мечтали два великих фантаста, уже сбылось, а нашим потомкам предстоит ещё убедиться в справедливости многих предсказаний и прогнозов Н. Теслы.
Следует отметить, что в некоторых наших научно-популярных журналах содержатся небылицы о работах Н. Теслы. Так, один из авторов утверждает, будто в 30-х годах XX в. изобретатель разъезжал на автомобиле без бензинового двигателя, получая энергию “из ничего” . Кроме того, отмечалось, будто Н. Тесла разработал проект беспроводной передачи электрической энергии из Америки в Европу, но Первая мировая война помешала осуществить его мечту. Но известно, что даже в наше время, несмотря на огромные успехи в СВЧ-технике, проблемы передачи энергии посредством мощных СВЧ-полей пока ещё находятся в стадии изучения и проектирования необходимых установок. Что касается автомобиля, то действительно, в 1931 г. Н. Тесла демонстрировал публике первый электромобиль. Из обычной автомашины извлекли бензиновый двигатель и установили электромотор. Потом учёный на глазах у публики поместил под капот невзрачную коробочку, из которой торчали два стерженька, которые он подключил к двигателю. Сказав: “Теперь мы имеем энергию”, Тесла сел на место водителя, нажал на педаль, и автомобиль поехал. Эта машина, приводимая в движение электрическим двигателем, развивала скорость до 150 км/ч , а, главное, не требовала подзарядки. По крайней мере, в течение недели, что её испытывали. Газеты того времени трубили об этом удивительном испытании. Все спрашивали Н. Теслу: “Откуда берется энергия?” Он отвечал: “Из эфира вокруг нас”. По-видимому, шутка Н. Теслы и вызвала сенсацию по поводу получения энергии “из ничего”.
Известный электротехник и популяризатор науки проф. Г. И. Бабат писал более 45 лет назад: “Некоторые строки из научных работ Теслы напоминают предсказания библейских пророков… Тесла видел конечные цели своих исследований, но не всегда мог ясно представить всю ту долгую дорогу, которая могла бы привести к этой конечной цели. Он пренебрегал отдельными деталями, а некоторые стороны проблемы представлял себе неточно и подчас неверно”. Но вместе с тем многие отрасли современной электротехники выросли и развились из работ этого великого ученого. И его “… предложения и идеи до сих пор продолжают волновать исследователей, звать к новым поискам”.