Радиолюбители Черниговщины
Знакомимся с коллегами |
Перечисленное - лишь единичные примеры из полной захватывающих радиопутешествий и побед жизни радистов Черниговщины, для которых эфирный азарт - своеобразный наркотик. Ведь когда твой позывной принимает арабская принцесса, король Иордании или участники уникальной экспедиции, выйти на связь с которыми одновременно пытаются тысячи радиолюбителей со всего мира, ощущения - невероятные! От такой удачи, говорят, аж кровь в висках стучит.
Со своей стороны, радиолюбители рассказывают миру о родной Украине, ее живописной природе, выдающихся достижениях своих земляков, смеются, горюют и не спят вместе с несколькомиллионной аудиторией коллег в наушниках. А в этом году черниговская команда впервые в истории независимой Украины стала абсолютным чемпионом Украины по радиоспорту, уверенно победив во всех трех чемпионатах по радиосвязи на коротких волнах: телеграфной, телефонной и телетайпной. Такого успеха в истории радиоаматорства Черниговщины никогда раньше не было. При этом в ходе чемпионатов четыре спортсмена - Алина Буцан и Карина Косиченко (Носовка), Юрий Хорт (Прилуки) и Николай Савченко (Дмитровка) впервые выполнили нормативы кандидатов в мастера спорта Украины.
О "кухне" радиоаматорской деятельности и других интересных вещах корреспонденту Укринформа профессионально рассказал член команды-победителя, опытный радиолюбитель из областного центра Александр Литвиненко.
РАДИОАМАТОРСТВО — НАУКА, СПОРТ И ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗГОВАРИВАТЬ С ЦЕЛЫМ МИРОМ
- Александр, несмотря на появление интернета, скайпа, мобильной связи, радиоаматорство до сих пор не утратило, как оказывается, своих позиций. Как вы думаете, почему?
- Потому что при наличии маленького устройства размером с автомобильную магнитолу, питания и куска заброшенной на дерево проволоки можно установить связь практически с любой точкой мира. К тому же радиосвязь можно держать голосом, телеграфом, передавать свою фотографию и даже, с помощью специальных средств, получить доступ к интернету там, где его и близко нет.
В целом, радиоаматорство - это, я бы сказал, передовая часть науки, причастные к которой без внешнего финансирования могут сами находить какие-то решения. Так, например, в сфере спутниковой связи радиолюбители достигли уровня научных учреждений. С их помощью на орбиту Земли запускаются маленькие спутники и отслеживается их работа. Киевский политехнический институт, в частности, занимает в этом направлении лидирующие позиции в мире и сотрудничает с китайцами. И у нас здесь есть радиолюбитель, который считается одним из мировых лидеров в вопросах спутниковой связи. Он отслеживает работу всех спутников, сотрудничает с людьми, которые их запускают, и они его мнением очень дорожат. Это - мастер спорта еще СССР Егор Владимирович Касминин. В свое время он был серьезным разработчиком аппаратуры, сейчас живет в Славутиче.
- И все же радиоаматорство - это наука или все-таки технический спорт?
- Это - спорт. И в нем, кстати, задействовано много известных широкому кругу спортсменов, о которых мало кто знает, что они еще и радиолюбители. К примеру, бывший тренер футбольной команды "Динамо" (Киев) Сергей Ребров - дважды чемпион Европы и мира по радиоспорту.
- Странно, что о таком интересном технически-интеллектуальном виде спорта так мало рассказывается в Украине. Почему, как считаете?
- Потому что он не для всех интересен. Когда людям рассказываешь, они часто не понимают, зачем мы это делаем и какое удовольствие получаем. И человеку, который сам ни разу не пробовал выйти на радиосвязь, доказать что-то трудно. А вот кто попробовал - тот уже не бросит (по крайней мере, я таких случаев не знаю). Это своего рода наркотик.
- Чем радиоаматорство привлекает людей?
- Информационными потоками, общением с разными странами и континентами, возможностью окунуться в другой мир. Ведь когда вы надеваете наушники, слушаете и устанавливаете связь с какой-то страной, вы сосредотачиваетесь только на этом, и больше никто и ничто для вас не существует. Это очень отвлекает и привлекает. А если вы начинающий, то каждая связь для вас будет просто открытием. Вот вы переговариваетесь с другой областью или страной, и вдруг - раз! - и у вас связь с подводной лодкой, который всплыл, или с космическим кораблем - представляете! Многие космонавты имеют радиоаматорские позывные и периодически проводят связь с Землей, со школами. Это очень интересно - установить связь с космосом. Так же, как с тихоокеанским судном, скажем, где тоже среди радистов немало радиолюбителей.
- Как вы общаетесь с иностранцами: на английском языке или с помощью азбуки Морзе?
- В основном на английском, который мы часто изучаем прямо во время общения в эфире. Среди нас есть люди, в “послужном списке” которых - связи почти со всеми странами мира (теми, которые имеют статус территории). Таких в мире 339, и некоторым не хватает всего 2-3 стран, в том числе — всегда - Северной Кореи. С ней за последние 30 лет не было ни одной радиосвязи.
Азбука Морзе такая же активная, как и в момент создания. Ею пользуются достаточно часто, особенно когда помехи мешают разобрать человеческую речь. Прежде всего, судебные и военные радисты. То есть вся спецсвязь - это обязательно телеграф. Среди радиолюбителей телеграф тоже является первоочередным.
УКРАИНЦЫ — СРЕДИ СИЛЬНЕЙШИХ, НАРАВНЕ С ГЕРМАНИЕЙ, США И ЯПОНИЕЙ
- Насколько дорогая сейчас радиоаппаратура и сложно ли купить и собрать радиостанцию?
- В советские времена готовую радиостанцию невозможно было купить. Поэтому радиолюбители пользовались самодельными - сами все собирали, паяли и т. д. При этом активно использовалась вся приемо-передающая военная техника. Как она попадала в руки гражданских - это уже другой вопрос. После открытия "железного занавеса" в продаже появилась необходимая аппаратура, и сейчас нормальная радиостанция стоит тысячу долларов и больше (существуют японские станции стоимостью 10 тыс долларов). Для полного комплекта нужны еще микрофон, наушники, антенны, мощный усилитель и мачта, которые могут стоить столько же, как все остальное... Состоятельные радиолюбители в США могут тратить на это до миллиона долларов.
- Ну, большинство наших, думаю, стараются уложиться в 1-2 тысячи "зеленых", не так ли?
- Да. Но, несмотря на это, в международных соревнованиях сборная Украины часто занимает призовые места, то есть, мы - в топе. Наравне с Германией, Японией, США и Россией, которые имеют значительно больший потенциал во всех сферах.
- Благодаря чему, как вы считаете?
- Потому что Украина всегда была страной инженеров с достаточно высоким научно-техническим уровнем. Много ведущих в мире специалистов сосредоточены именно у нас.
- А о чем свидетельствует абсолютное чемпионство черниговских радиолюбителей?
- Мы к нему шли долго. Сначала Черниговщина не показывала высоких результатов - не было объединения радиолюбителей вокруг этой цели. Многие участвовали в личных соревнованиях, имели хорошую аппаратуру и хорошие результаты, а вот вместе... Лет семь назад (я тогда возглавлял областную организацию Лиги радиолюбителей Украины) встал вопрос участия в коллективных соревнованиях, и мы начали работать в направлении поддержки своих товарищей.
Со временем кто-то купил компьютер, кто-то - антенну, мы помогали друг другу, и шаг за шагом ситуация менялась. Постепенно мы поняли, что даже не имея таких суперстанцій, которые есть в Донецкой и Луганской областях (а там радиолюбители - самые сильные), объединившись, мы можем показывать высокие результаты. А когда Крым и Донбасс "откололи" от нас, назрела ситуация, когда надо было выигрывать. В прошлом году мы были призерами двух чемпионатов Украины, а в текущем году обошли всех с очень серьезным отрывом. Это потому, считаю, что нас объединяли наши лидеры. В их числе - лучший радиолюбитель области Александр Георгиевич Свистельник из Остра. Он звонил, убеждал в необходимости выступить, и ему, человеку чрезвычайно доброму и толерантному, никто не мог отказать. Радиолюбители включались, когда было нужно, и начинали чувствовать, что вместе мы можем все.
Способствовало нашим победам и развитие коллективных радиостанций в области, которых ранее не хватало для зачета.
РАДИОСВЯЗИ ПОМОГАЮТ СОЛНЦЕ, ЛУНА И ПАДАЮЩИЕ ЗВЕЗДЫ
- Где радиолюбителям лучше работается - дома или где-то в поле?
- Дома комфортнее, но не лучше. Город в любое время суток имеет очень высокий уровень помех, поэтому очень плохо слышно. Лучше всего - это работать подальше от цивилизации, за 30 км как минимум. Люди специально выезжают на высокие места. На дальность связи также сильно влияют атмосфера и солнце, которое имеет 11-летний цикл активности. От нее зависит ионизация атмосферы, а от ионизации - дальность связи. Этим летом мы находимся в минимуме солнечной активности, и днем дальняя радиосвязь маловероятна. Здесь все согласно законам физики работает.
Есть связь, которая вообще выходит за рамки понимания, - через Луну. Это когда радиосигнал со скоростью света (300 тыс км/с) отправляется на Луну, отражается от нее, уходит на другой край Земли к оппоненту, устанавливает связь и через несколько секунд возвращается туда, откуда был выпущен.
Как только звезды начинают падать, идет сигнал, и радисты успевают провести связь, пока догорит звезда
А еще бывает связь через метеориты - то, что люди называют "падающими звездами", когда они входят в плотные слои атмосферы и сгорают. В момент, когда они горят, возникает ионизационный след. Через него в какую-то долю секунды и проводится связь. В августе, когда начинаются такие потоки, радиолюбители направляют антенны в небо, на ожидаемый след метеорита, и ждут. Как только звезды начинают падать, идет сигнал, и радисты успевают провести связь, пока звезда догорит.
- Ничего себе! И на Черниговщине есть люди, которые это делают?
- Да, хотя метеоритная связь - это очень сложно. Однако предела совершенствованию нет. Это практически экспериментальная связь, для которой нужны очень мощные комплексы и антенны.
- Готовясь к разговору с вами, прочитала про радиоаматорские экспедиции в труднодоступные места. Просветите, пожалуйста, зачем они проводятся?
- Участие в таких экспедициях - это высший класс радиолюбительства. И самое затратное мероприятие. Это когда на необитаемый остров, куда никто не летает, но который считается территорией какой-то страны, на самолете, вертолете или корабле выдвигается радиоэкспедиция с мощной аппаратурой. За год до этого ее участники анонсируют свой выезд, собирают пожертвования и т. д. Когда же приезжают на место и выходят в эфир, у них - тысячи обращений в сутки! Они в эфире круглосуточно, и за это время целый мир, в котором миллионы радиолюбителей, хочет с ними связаться.
А теперь представьте ситуацию: вы стоите на площади, где собралось 40 тысяч человек, и со всеми надо поздороваться. Кроме этого, услышать, как кого зовут. Так и при работе с сотнями радиолюбителей, каждый из которых кричит свой позывной, надо выделить кого-то одного. Это очень непросто - выделить один сигнал и ответить ему. Когда выделили - тогда все замолкают и слушают. В этом и есть "высший пилотаж" радиоаматорства.
Кстати, на чемпионате мира такое происходит двое суток. Учасник может поспать только 6 часов, остальное время должно быть в эфире. В таких соревнованиях я участвую почти ежегодно, для нас, радиаматоров, это праздник. И поэтому даже те, кто целый год не работал, включаются и активно ведут связь.
Относительно экспедиций в труднодоступные страны, то они работают постоянно - круглогодично и круглосуточно. Сейчас, например, их в эфире до десяти. Бывают топовые экспедиции, которые проводятся крайне редко - раз в 20 лет. Например, на Американские Самоа. Это очень маленькие острова за Австралией, за 17 тыс км отсюда. У меня, кстати, была с ними связь.
На Черниговщине мы тоже выезжаем в экспедиции, в том числе на острова. Выбираем остров на Десне или Днепре, где никто из радиолюбителей ни разу не был, привозим с собой радиостанцию и работаем оттуда. Одна из недавних экспедиций у нас была на остров Прорезной на Десне, где в годы Второй мировой разбился немецкий самолет.
КОРОЛИ В ЭФИРЕ НЕ ХВАСТАЮТСЯ
- О чем вы, радиолюбители, обычно разговариваете между собой?
- Согласно правил, существуют темы, разговорить на которые запрещено. Это - коммерческая деятельность (купи-продай), политические вопросы, какие-то религиозные нюансы... Минимум, за которым вообще связь засчитывается, это получение позывного оператора, с которым работаете, уровня сигнала, с которым вас слышно, и время - надо записать обязательно. Связь должна быть зафиксирована каждым радиолюбителем в аппаратном журнале и подтверждена карточками, которые мы через свою почту потом отправляем друг другу.
У короля Иордании очень короткий позывной - из трех знаков, из чего понятно, что на связи - человек серьезный
Если знание языка позволяет, люди обмениваются личной информацией, данными об аппаратуре и погоде. Время от времени после знакомства приглашают друг друга в гости, ездят в другие страны. Если связь для радиолюбителя не очень интересна, он передает наилучшие пожелания (цифрой 73) и отключается.
- С какими известными людьми в мире у вас есть шанс если не пообщаться, то хотя бы зафиксировать связь?
- Экс-президент США Билл Клинтон, короли Иордании и Испании, премьер-министр Японии - все они радиолюбители. В эфире никто не кичится, там все равны. У короля Иордании, правда, очень короткий позывной - из трех знаков, из чего понятно, что на связи - человек серьезный. У нас кратчайшие позывные имеют участники Второй мировой войны. На Черниговщине таких двое. Мы общаемся с ними, помогаем. Если проводим в эфире "круглый стол" или другое мероприятие, ветеранам первым предоставляем слово. Им уже за 90, но они достаточно активны, поддерживают все соревнования, хотя с трудом передвигаются и говорят. Эфир для них - как последняя ниточка, за которую они держатся, потому что там они сразу со всем миром.
ВОЕННЫЕ СКАЗАЛИ: "СУПЕР!"
- Радиолюбителям приходится слышать сигналы бедствия - SOS или Mayday?
- Сигналы SOS не передаются на любительских диапазонах - они звучат на специальных частотах для тех, кто может оказать помощь. Судна передают на той частоте, на которой работают другие корабли, у самолетов - тоже своя частота. Мы, радиолюбители, эти частоты можем слышать, но у нас не всегда есть возможность выйти в эфир. Когда же уже ловим такой сигнал, то, конечно, доносим информацию до спасателей или еще кого-то. Раньше такие случаи бывали довольно часто. Именно радиолюбители в далеком 1934 году первыми услышали SOS челюскинцев - участников полярной экспедиции - и передали его дальше. А в 90-х годах ХХ века, во время 1-й чеченской войны, радиолюбители были единственными, кто мог помогать жителям Грозного. Там тогда проживало много выходцев из нашей области. Во время войны они полностью утратили связь с родными и только через спасателей-радиолюбителей могли передавать известия о себе. Сообщения были ужасными: тот убит, у того квартира разрушена, кто-то сидит в подвале и т. д. Я тогда как раз все это слушал и, не имея дома телефона, ходил к соседям звонить родственникам потерпевших. Те просили передать что-то в ответ. То есть связь работала на примитивном уровне, но другой просто не было.
- На какую еще услышанную в эфире информацию радиолюбители реагируют определенным образом?
- Мы реагируем на то, что каким-то образом касается наших людей. Вот, было, из Британии пришла радиолюбительская радиограмма: в одном из английских аэропортов не могут принять самолет из-за сильных помех на канале его посадки, идущих с территории Украины на радиоаматорской частоте. Нас попросили как-то повлиять и помочь найти причину. Наши долго с этим разбирались, но в конце концов нашли где-то в Черкасской области радиохулиганов, которые изготовили очень мощную установку и выходом в эфир мешали посадить самолет в Британии.
- Способные у нас люди, что не говори! А радиолюбители помогают военным, которые защищают нашу границу на востоке Украины?
- Многие радиолюбители помогали и помогают сейчас, передают для армии аппаратуру на тысячи долларов. Сначала в зоне АТО даже передатчики радиолюбительские использовались. А с той стороны, представьте, служба радиоэлектронной разведки Российской Федерации - одна из самых сильных в мире. И техники Россия нагнала столько, что могла заглушить любую связь, в том числе мобильную, и слушать все разговоры. У нас этого не было, нам пришлось буквально "на коленях" все делать.
В первые дни АТО у военных разведчиков встал вопрос: как среди многочисленных портативных радиостанций различать свои и вражеские
В первые дни АТО у военных разведчиков встал вопрос: как среди многочисленных портативных радиостанций различать свои и вражеские (а в начале войны, в части связи, в частности, мы были крайне неподготовленными). Тогда мы, пятеро радиолюбителей, подготовили для них сигнальный образец сканера, который позволял слышать радиостанцию, записывать разговор и таким образом понимать, чья она. Такие сканеры стоят кучу денег, и у Вооруженных Сил их не было. Но мы отправили. Военные сказали: "Супер!" - и указали на недостатки. Мы доработали, собрали целый комплекс, способный работать автономно.
- Вижу, что “радиолюбители” - это только название, а на самом деле вы - профессионалы!
- Иногда даже более чем (улыбается). В свое время в Чернигове стоял полк связи, который потом расформировали. На его место переместили батальон связи из Житомира. В первые дни войны мы вышли на командование части и предложили свою помощь. Полк связи фактически был сформирован заново, а мы помогли ему технически. Мы нашли для военных фирму по изготовлению зарядных устройств, привезли электролит, оборудование, вместе с ними ездили покупать приборы, паяльники, кондиционеры в БТРы, камуфляжную форму...
И не только я и мои товарищи отправляли необходимое нашим связистам на Восток, много радиолюбителей Украины таким занимались. Это уже сейчас Вооруженные Силы проводят тендеры, закупают импортное оборудование связи... Радиолюбители занимают не пассивную позицию. И если нас не видно и не слышно, это не значит, что нас нет.
Наталья Потапчук, Чернигов