О базовых факторах динамики отечественной электроники

Повышение квалификации

За 100-летнюю историю мировой, и в том числе отечественной электроники, наиболее результативным периодом её развития был для нашей страны 30-летний период с 1955 по 1985 год.

За эти годы электроника СССР вышла на первое место в мире по полноформатному производству (производству всех классов электронных приборов), на второе место (после США) — по производству военной электроники и на третье место (после США и Японии) — по общему объёму производимой продукции. Именно в эти годы динамика отечественной радиоэлектроники достигла наивысших показателей.

Энциклопедическое определение, взятое из классической физики, гласит: «Динамика — раздел механики, посвященный изучению движения материальных тел под давлением приложенных к нему сил» [1].

Применительно к радиоэлектронике справедливым можно считать определение: «Динамика радиоэлектроники – интегральный процесс развития радиоэлектроники под влиянием базовых факторов, определяющих это развитие». К таким базовым факторам необходимо, в первую очередь, отнести:

  1. Государственную организационную и экономическую поддержку стратегически важного для государства направления.
  2. Эффективную систему управления научными, конструкторскими и производственными структурами направления.
  3. Понимание значения и обеспечение развития технологии как базы электронной промышленности и, как следствие, всей радиоэлектроники.
  4. Непрерывно совершенствующуюся систему подготовки кадров всех уровней для радиоэлектроники.

Вышедшая в 2007 году в издательстве «Техносфера» книга «Динамика радиоэлектроники» вызвала значительный читательский интерес по следующим причинам:

  • Впервые в отечественной литературе появилась информация о научно-техническом и организационном развитии (динамике) отечественной радиоэлектроники за период 1955—1985 годов.
  • Несмотря на то, что в книгу вошли статьи ведущих специалистов только некоторых направлений радиоэлектроники, а в разделе «Введение» были допущены спорные, а иногда и ошибочные суждения, она помогает заинтересованному читателю понять, благодаря каким организационным и научно-техническим действиям в нашей стране в условиях ограниченных ресурсов удалось за 30 лет создать современную и в значительной степени передовую радиоэлектронику.
  • И, наконец, тем читателям, которые надеются восстановить разрушенную действиями реформаторов отечественную радиоэлектронику, опыт авторов книги может подсказать пути реализации этих надежд.

Однако анализ материалов книги говорит о необходимости развития подобной тематики и уточнения некоторых положений.

О стратегическом для государства значении радиоэлектроники

Важное значение радиоэлектроники стало очевидным в первой половине ХХ века, в Эпоху Радио, ставшего тогда глобальным достижением человечества. Но стратегически важным это научно-техническое направление стало в критический период Второй мировой войны.

Первыми это поняли англичане, успевшие создать к сентябрю 1939 года вдоль всего восточного и, частично, южного побережья Англии цепь из 19 радиолокационных станций с дальностью обнаружения 110—170 миль. Это помогло истребителям ВВС Великобритании выиграть «битву за Британию» против втрое превышающей их по численности армады «Люфтваффе».

Учитывая мнение экспертов, что «безжалостная и неумолимая сила нацистов была создана техникой и только техникой её можно разрушить» [2], правительство США 24 июня 1940 года создало Национальный исследовательский комитет по вопросам обороны, в который вошли президенты Массачусетского и Калифорнийского технологических институтов и института Карнеги, Национальной академии наук, Гарвардского университета, представители армии и флота. Комитет привлек к разработкам военной техники 50 исследовательских центров.

Только на проект по радиолокационной технике было затрачено 3 млрд. долл., в то время как разработка ядерного оружия стоила 2 млрд. долл. [2].

Благодаря радиолокационной и гидролокационной технике, разработанной американцами совместно с англичанами, уже к середине 1942 года была выиграна «Битва за Атлантику» с подводным флотом Германии.

Датой создания отечественной радиоэлектроники считается 4 июля 1943 года, когда Сталин подписал сильно запоздавшее Постановление Государственного Комитета обороны «О радиолокации», в котором предусматривалась организация в Главном управлении радиолокационной промышленности Наркомата электропромышленности двух НИИ, одного КБ и пяти заводов [3]. До конца войны отечественная промышленность так и не успела организовать производство электронных систем вооружения.

Новый значительный импульс для развития военной радиоэлектроники дала кровопролитная и безрезультатная для обеих враждующих сторон Корейская война 1950—1953 годов. Итальянский специалист по электронным войнам де Арканжелис писал в книге «Murisia as la Guerra Electronica» в 1981 году: «Корейская война ещё раз продемонстрировала, как радиоэлектронная борьба может помочь сократить потери, особенно в воздухе. Поэтому немедленно после войны началось великое «электронное перевооружение». Все крупнейшие мировые державы обратили свои усилия на создание новых типов оборудования, которое позволило бы их бомбардировщикам прорываться в воздушное пространство противника, оставаясь необнаруженными для их РЛС, и применять боеприпасы с электронным наведением» [4].

Учитывая опыт уже двух войн с широким применением электроники, в условиях прогрессирующей «холодной войны» Советский Союз в 1950-е годы активно включился в гонку электронного вооружения. По всей стране строились заводы радиоэлектронного профиля. В Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Риге, Горьком и других крупных городах создавались НИИ и КБ для разработки электронных приборов. Управление этими предприятиями соответствовало воззрениям партийного лидера страны Н.С. Хрущева и носило региональный характер (совнархозы) для заводов и отраслевой – для НИИ. Однако в 1961 году по настоянию генеральных конструкторов военной и авиационно-ракетной техники было принято весьма важное решение о разделении радиотехнической отрасли на два самостоятельных направления. Были созданы два Государственных комитета: радиотехники (ГКРТ) и электронной техники (ГКЭТ), которые в 1965 году были преобразованы в Министерство радиопромышленности (МРП) и Министерство электронной промышленности (МЭП).

Несмотря на сомнения некоторых специалистов в целесообразности этого разделения, можно сделать однозначный вывод: создание электронной промышленности обеспечило высокую динамику всего радиоэлектронного комплекса. Однозначность этого вывода подтверждается спецификой реального государственного управления в СССР и определяющим значением технологии в производстве электронных приборов.

http://www.computer-museum.ru/histekb/dinamika.htm