Нелегкий путь электронщика во фрилансеры

Работа с молодежью

Почти у любого электронщика после длительных ежедневных поездок к мечту работы и обратно, которые пожирают по 3-4 часа личного времени в день, возникает вопрос: «Почему бы мне не заняться аналогичной работой дома?» К сожалению, электронщику сделать это гораздо сложнее, чем программисту.
Кроме компьютера для более-менее серьёзной работы необходим ещё как минимум ряд приборов — тестер, паяльная станция, лабораторный источник питания и осциллограф. Кроме того, где-то надо хранить многочисленные инструменты, метизы, линзы с очками, реактивы, комплектующие, наборы широко распространённых деталей типа сопротивлений и конденсаторов и кучу всяких других мелочей.

image
Набор минимум для моего случая.

Хорошо ещё иметь хотя бы минимум инструментов для мехобработки — сверлильный станочек и бормашинку. Если живёшь один, то мастерскую можно оборудовать в углу своей комнаты. Достаточно большого стола, шкафа, да нескольких книжных полок, поставленных друг на друга. Если вместе с семьёй — без отдельного кабинета не обойтись, ну и полноценную вытяжку лучше оборудовать, особенно если ребёнок имеется. Тем, кого такая перспектива уже испугала, дальше можно не читать, остальным, возможно, будет интересно таки узнать, как, обладая таким набором барахла, можно зарабатывать деньги.
 

Немного предыстории.


Дело было так — с 2006 года я работал на фирме, которая мечтала построить промышленный проточный анализатор химического состава нефтепродуктов на основе эффекта ядерно магнитного резонанса. Не сказать, чтобы платили там много, зато задача очень интересная, перспективы шеф рисовал красивые, а график работы был свободным.

В конце 2007 года мы наконец увидели вожделенную линию в нужном участке спектра сигнала, а в разгар лета к выставке уже был разработан целый комплекс электроники, с достаточно сложным конструктивом. Сейчас даже не верится, что всё это мы осилили вдвоём за такой короткий срок, причём многое приходилось делать впервые, например, осваивать SolidWorks.

image
На фото разработанные нами модули, которые затем помещались во взрывозащищённый корпус.

Так получилось, что поднялся в тот раз я один из нашей команды и, отмечая это знаменательное событие, на радостях спустил в баре остатки своих скромных накоплений. Тогда это не казалось страшным — ведь у проекта были замечательные перспективы — фирму собирались купить немцы, там же шеф намеревался и производство открывать. И всё бы ничего, но вернулся я в август месяц 2008 года, получил как обухом по голове новость о том, что инвестор перестал выделять деньги нашей фирме на разработку. По хорошему надо было бежать из проекта, пока кризис не жахнул в полную силу и существовал ещё отличный от нуля шанс найти приличную работу, но, так обидно было бросать разработку на полпути, да и шеф уговаривал немного потерпеть. Мы терпели и работали сжав зубы, получая полную зарплату только в виде подарка на день рождения. Терпения хватило до нового 2009 года, после этого стало ясно, что жить по старому уже не получится — деньги на оплату квартиры заканчивались, а сугробы — ненадёжное жилище, да и приютить могли только до весны. Врагу не пожелаешь искать работу в разгар кризиса. После месяца безуспешных поисков я отчаялся найти что нибудь приличное и решил, что накопленного в сфере разработки электроники за 10 лет опыта хватит, чтобы начать, наконец, собственный путь.


Наиболее сильные позиции к тому времени у меня были в области разработки устройств на микроконтроллерах, как в автономном исполнении, так и под управлением компьютера. Поскольку страна вошла в кризис и как всегда скакнул доллар, я надеялся, что у многих импортёров западного оборудования появятся мысли заняться импортозамещением, а у кого-нибудь даже разработать оригинальное устройство с нуля, ведь труд разработчиков никогда не бывает так дёшев, как в кризисы. Развивая мысль, я считал, что компаниям, никогда не занимавшимся разработкой, будет сложно и дорого создавать полноценные отделы. Проще часть работы или весь проект отдать на аутсортинг, а кто как ни фрилансер сможет предоставить наиболее выгодные условия! Кроме этого, я надеялся на разовые уникальные заказы типа выпускающих и испытательных стендов или объектов промышленной автоматизации.

Можно сказать, что первым моим клиентом стал последний работодатель, с которым в условиях отсутствия зарплаты я вынужден был перейти на контрактную основу. Так я получил заказ — разработку 30 ватного импульсного ВЧ усилителя, который успел таки выполнить до полного экономического коллапса фирмы. Впрочем, её положение это уже не спасло.

image
Настройка прототипа выходного усилительного каскада.

Создание даже несложного электронного устройства требует большого количества разнообразных действий. Необходимо разработать схему, выбрать доступную комплектацию, произвести трассировку платы и её монтаж, подобрать и доработать корпус, провести испытание устройства, наконец, подготовить пакет отчётной документации. Зачастую ещё заказчик требует взять на себя этап подготовки производства — описать процесс тестирования и последовательность сборки устройства, разработать паспорт и инструкцию по эксплуатации. В большинстве моих проектов также присутствует ещё и софтверная составляющая — программы для микроконтроллера и PC. Если к этому прибавить ещё работу с клиентом — как минимум уточнение ТЗ, построение календарного плана, оценка себестоимости проекта, то станет ясно, что одному выполнять столько разносторонней работы крайне сложно. Особенно в случае, когда ведётся одновременно несколько проектов со сдвигом по фазе выполнения, а это обычная практика для фрилансера.

Поэтому я втянул в свою авантюру сотрудницу с прежней работы. Она хорошо разбиралась в бумажных вопросах, а так же занималась оформлением документации, поставкой комплектации и работой с контрактными производителями. По ходу дела я обучил её основам трассировки и она стала полноценным и очень полезным членом нашей маленькой команды.

Для успешного старта нам оставалась самая малость — необходимо было найти клиентов. Начали мы с того, что сделали хорошую анимированную презентацию и простенький сайт с перечислением наших возможностей и моих прошлых достижений. На сайте я сделал уклон в сторону разработки конструктива, почему-то считал, что электронщиков на рынке сильно больше, чем конструкторов, работающих в 3D системах проектирования. Как позже выяснилось, зря. Странно, но за 5 лет работы мне не поступило ни одного заказа на разработку конструктива, тем не менее, в ходе разработки различных устройств навыки работы в Solidworks очень даже пригодились. Впрочем, вру. Один заказ таки был — корпуса светильника. Однако учитывая его стоимость — 5000 руб., не удивительно что я про него забыл.

Итак, первое что мы сделали — показали нашу замечательную презентацию директору контрактного производства и предложили сотрудничество. Выглядеть это должно было так, он анонсирует на своём сайте новую услугу по разработке электронных приборов и отдаёт заказы нам. Мы же отчисляем ему небольшой процент, а главное, делаем всё для того, чтобы разработанные нами устройства производились на его мощностях. 

Идея ему понравилась, но он не захотел вкладывать в наш стартап ни копейки. Наш баннер достаточно быстро вызвал большой интерес у его клиентов, тем не менее, для нас настали самые тяжёлые времена. Запросы от контрактника шли один за другим, но реальных заказов они не порождали. Одни клиенты хотели сделать всё даром, другие исчезали после того, как мы просчитывали им себестоимость изделий, третьи после детальной проработки проекта просто ложились на дно. В конце концов совершенно неожиданно выстрелил достаточно странный проект релейного коммутатора аудиосигнала, впрочем, денег он практически не принёс, но немного поднял нам настроение и вселил уверенность в собственные силы и правильность выбора 

image
Упрощённая трёхмерная модель коммутатора.

Тем временем я каждый день наматывал километры по стремительно преобразующейся в ледяную колею лыжне в пригородному лесу, чтобы успокоить нервы, а вокруг уже начали появляться первые проталины… И тут наконец появился спасительный проект. Сумма была смешная по сегодняшним временам — 50 000 руб (позже за счёт изготовления модификаций устройства возросла до 75 тыс), но в тех условиях это были большие деньги.
Статью полностью с продолжением смотрите здесь.