Радиолюбительское творчество - как первая любовь

Радиолюбители и искусство

 
Несколько вечеров подряд читал радиолюбительские форумы и сайты. Такой кайф! Вспомнил свои увлечения в детстве и молодости, перед глазами прошли все мои конструкции, запах плавленой канифоли, как наяву. Позавидовал по-доброму нынешней молодежи - у них появились неограниченные возможности. Из интернета можно теперь скачать любую книгу или журнал, или заказать радиодетали  и в Китае, и в США. Или купить, или обменяться с другими любителями.
Мы, к сожалению, были лишены такой возможности. Радиодетали приходилось "доставать", а книги зачастую передавали из рук в руки, и они были зачитаны до дыр.
Но у каждого поколения есть своя прелесть. Наши поделки нам практически ничего не стоили, кроме потраченного времени.
А теперь за каждую детальку надо платить, и немалую сумму.
Я проанализировал многие сообщения на форумах и ответы на них. И пришел к выводу, что мы были гораздо подкованей нынешних ребят. И не потому, что мы были способнее, или умнее. Нет. Просто мы начинали со школьных радиокружков и Домов пионеров гораздо раньше. И у нас были учителя и наставники. Я, например, впервые паяльник взял в руки, когда учился в 5 классе, мне 12 лет тогда было.
И не расставался с ним до 1993 года, пока инженеры не перестали быть нужны государству окончательно.
 
В свободное от работы время я с друзьями разрабатывал и собирал разные конструкции, которых не было в магазинах: радиостанции, качественные магнитофоны и усилители, колонки, светомузыку. Упор делал на "звуке высокой верности". Колонками и усилителями занимался лет 20, уже тогда в 70е годы понял, что в "транзисторном" звучании чего-то не хватает, чего приборами не определить. И хотя вся страна тогда гналась за миниатюризацией аппаратуры, я упорно занимался исследованиями. Параллельно экспериментировал с колонками, мастерил в год 3-4 образца. Иногда приходилось собирать колонки и усилителм "под заказ", было уже и имя и признание.
А когда в начале 80-х появились полевые транзисторы, мы с моим единомышленником совершенно случайно открыли, что они работают как радиолампы, то есть не искажают звук и музыкальную картину.
Появилось много заказов, нам приносили совершенно новые магнитофоны и мы заменяли их внутренности. Разница в звуке была ощутима, и заметна даже не музыкантам.
 
А мой приятель Владимир Борисович, Царствие ему небесное, в то время разрабатывал самый первый в стране бытовой видеомагнитофон. Ленинградский завод Козицкого выпускал эту конструкцию несколько лет подряд.
Я Борисыча всегда подкалывал по поводу этой несуразной конструкции, а он только смеялся в ответ: "как нам платят - так и работаем!"
Благодаря радиолюбителям страна получала грамотных специалистов: инженеров, техников, монтажников, настройщиков и других спецов в промышленность и оборонку, связь и авиацию, в военно-морской флот, в космическую отрасль.
 
А сколько идей, ноу-хау, результатов многолетних исследований и разработок, получили наши и не наши промышленники и военные - это одному Богу известно.
Например, космическая и дальняя тропосферная связь, телеуправление, вся робототехника, некоторые полупроводниковые эффекты и технологии, вычислительная техника, техника связи и телевидения - были подарены всему миру именно радиолюбителями, без всяких патентов и оплаты.
 
Например, такая привычная сейчас вещь как трубка, которой мы все пользуемся, была разработана и изготовлена радиолюбителем Леонидом Куприяновичем в далеком 1957 году. Размером он был как 2 пачки сигарет и весил 500 граммов. Зарубежные мобильные телефоны достигнут такого веса и размера только в начале 80-х. В 1961 году Леонид Иванович вновь усовершенствовал своё изобретение, которое называл радиофоном. В результате Мобильник Куприяновича настолько уменьшился, что помещался на ладони и весил всего 70 грамм!
По размерам он был, как современный мобильный телефон, но без экрана, и не с кнопками, а с малогабаритным дисковым номеронабирателем. Телефонная радиостанция соединяла в автоматическом режиме абонентов сети в радиусе 20-30 км. Была и автомобильная версия.



Инженер Леонид Куприянович демонстрирует возможности мобильного телефона. «Наука и жизнь», 10, 1958 год.





автомобильная версия



Уже тогда, в середине ХХ века, Куприянович смог предвидеть, что мобильный телефон со временем станет весьма популярным средством связи и среди автомобилистов, поэтому вместо традиционного наушника в телефонной трубке он использовал устройство громкой связи – своеобразный прототип современный гарнитуры «hands free» («свободные руки»). Впервые мобильный телефон Куприяновича был публично представлен в 1960 году на ВДНХ, в павильоне «Радиоэлектроника и связь».


Леонид Куприянович обо всех своих изобретениях открыто рассказывал в советской печати. Его статьи, материалы о нем и о его рациях и мобильниках периодически появлялись в таких научно-популярных изданиях, как "Техника - молодежи" , "Радио", "Юный техник" и "Наука и жизнь". Однако после 1961 года в советской прессе имя Куприяновича больше не упоминалось. Не упоминались также и его изобретения. Его имени нет ни в одной советской энциклопедии.
Вероятно, его имя засекретили, а вот возможности радиотелефона не оценили. Возможно также, что Куприянович своими мобильниками перешел дорогу разработчикам правительственно-номенклатурной мобильной системы связи «Алтай». Ведь он самостоятельно разработал более дешевую, более компактную и более эффективную систему...
 
Можно критиковать советских промышленников и чиновников, что вот де не увидели, не поняли, не проявили интереса. Зачастую так и происходит. Но какой смысл? За что ругать или критиковать человека, если он чего-то не понимает, если некоторые вещи просто недоступны его пониманию?
И в нынешней нашей жизни таких примеров хоть отбавляй.
... Отрадно, что на форумах пишут и такие немолодые уже, как я. Не стареют душой ветераны, передают опыт, да и самим есть чему поучиться у молодежи.
Ведь радиолюбительское творчество - как первая любовь.
У меня тоже руки зачесались, в голове много вских задумок и было и есть, но увы: поезд уже ушел. Остается жить воспоминаниями, и на том спасибо Судьбе. А паяльник я все-таки куплю!
Есть тут у меня один приемник, который не работает. Я бы его отремонтировал, переделал и слушал радиолюбителей.
Александр Черемных