Эрнест Кренкель в Мариуполе
Работа с молодежью |
Это двухэтажное здание стоит на небольшом пригорке у развилки дорог, одна из которых ведет на поселок Песчаный, а другая сворачивает на улицу Азовскую. С дороги его не разглядеть: от взоров пассажиров легковых автомобилей и маршрутных такси его заслоняют разросшиеся деревья и торговое заведение, где можно прохладиться пивом и купить что-нибудь перекусить.
Если не полениться и подойти поближе, можно рассмотреть здание подробнее. К нему ведет лестница, которая оканчивается балюстрадой перед фасадом. Центральная часть фасада украшена колоннами и аттиком с полуциркульными проемами. Слева и справа от центральной части находятся довольно обширные балконы.
Всемогущественное время и бурная эпоха перемен в нашей стране сильно потрепали произведение довоенных зодчих. Нынешние владельцы здания, а принадлежит оно теперь ООО «Торгмортранс АМП», пытались вернуть зданию первоначальный вид, делали ремонт и окраску фасадов, но соседство с угольными причалами порта все усилия свели на нет. Видимо, архитекторы, выбирая место для его постройки, не учли последствия от близкого соседства с портом. И все же дом у дороги и сейчас по-своему красив.
От старожилов Приморского района удалось узнать, что он был построен до войны для Дворца моряков, который был открыт в 1940 году. Сохранился фотоснимок тех лет, который сделал фотолюбитель, впоследствии известный скульптор Иван Савельевич Баранников. Помогли найти это редчайшее изображение дворца педагоги-пенсионеры Нелли Петровна и Николай Федорович Савранские. А Нелли Петровна еще и поведала, что было внутри дома с колоннами.
Вот ее рассказ: «Довоенное время, начиная с тридцать седьмого года, я помню хорошо, тогда я пошла в первый класс 32-й школы. Помню и Дворец моряков. Это был шикарный дворец. Плоская крыша, на ней была устроена танцплощадка. Каждый вечер, особенно в выходные и праздничные дни там было полным-полно молодежи. Играл духовой оркестр, молодежь танцевала. Внутри был довольно большой наклонный зрительный зал со сценой. Во дворце были всевозможные кружки для молодежи и учащейся детворы: спортивный, художественно-литературный, струнный оркестр, хор. Я посещала художественно-литературный кружок. Мы ставили спектакли, литературные монтажи к праздникам. Что поразило нас детей, когда мы впервые попали в зал, где проводил спевку детский хор? Открыли перед нами дверь зала, и мы в изумлении остановились: посреди зала стоял огромный белый лакированный рояль. Говорили, что его купили в Америке и привезли морем в Мариуполь. Было несколько комнат отдыха, в них около диванов лежали шкуры белых медведей. Тогда директором дворца был Донской. Фамилию прекрасно помню, а вот имя и отчество, к сожалению, забылись».
Довелось услышать и совершенно невероятную историю, связанную с бывшим Дворцом моряков. Будто он был построен по личному распоряжению И.В.Сталина, мало того, вроде бы вождь выступал с балкона дворца при его открытии. Конечно, это - чистейшей воды вымысел. Но вот то, что высокие гости из Москвы были здесь – факт, подтвержденный несколькими свидетелями этого события. Это были Герои Советского Союза океанограф и гидробиолог Петр Ширшов и радист Эрнст Кренкель - двое из четверки советских полярников, которые с 21 мая 1937 года по 19 февраля 1938 года дрейфовали на льдине с научно-исследовательской станцией «Северный полюс» по Северному Ледовитому океану. В предвоенные годы отважные исследователи Арктики Иван Папанин, Евгений Федоров и названные выше Ширшов и Кренкель были поистине народными героями. Не случайно, рабочие порта, жители припортовых поселков с воодушевлением встретили Петра Петровича и Эрнста Теодоровича, а затем, затаив дыхание, слушали их выступления.
С началом Великой Отечественной войны деятельность Дворца моряков прекратилась, а в его помещениях разместился флагманский пункт (штаб) Азовской военной флотилии, которая была сформирована 20 июля 1941 года в составе Черноморского флота. Командующим флотилией был назначен капитан I ранга А.П.Александров, военкомом – бригадный комиссар А.Д.Рощин (Свердлов А.В. На море Азовском. – М.: Воениздат, 1966).
В первых числах октября 1941 года здание опустело. Последние части Красной Армии покинули Мариуполь. Передовые подразделения немецких войск уже захватили Ильичевский район. Их разведчики-мотоциклисты достигли центра города, но до поселка Песчаный не дошли. Воспользовавшись моментом, местные жители, кто пошустрее, ринулись тащить из Дворца все, что попадало под руки. Но вскоре оккупанты пришли и в эти места. Их представители под угрозой сурового наказания потребовали немедленно сдать награбленное в комендатуру. О том, как был исполнен приказ, ничего не известно. В книге В.М.Зиновьевой «Чтобы жизнь продолжалась. Приазовье в период оккупации. 1941 – 1943» сообщается, что гитлеровцы устроили в очаге культуры моряков публичный дом для своих солдат. В сентябре 1943 года оккупанты, покидая город под ударами соединений и частей Красной армии и морских десантников, сожгли более половины городских строений, в том числе и Дворец моряков. Погорелка долго стояла одиноко в окружении одноэтажных домиков.
Лишь в самом начале шестидесятых годов ХХ века здание было восстановлено и одновременно перепланировано внутри. В его комнаты, пахнущие краской, вселилась контора «Торгмортранса» - торговой организации одной из лучших в нашем городе. В период повального дефицита в его магазинах и на базах можно было даже человеку далекому от торгового флота «достать» те товары, которые никогда не бывали в обычных торговых точках. Но не для этого, конечно, была предназначена эта организация. Его главная задача состояла в том, чтобы обеспечить продовольственными и промышленными товарами первой необходимости экипажи судов Азовского морского пароходства, а также работников судоремонтных заводов и портов Мариуполя, Таганрога, Бердянска и Керчи. Главная контора «Торгмортранса» находилась в том здании, о котором здесь идет разговор. Наряду с ней в нем размещались в разное время магазин, столовая и так называемая плавлавка, где представители торговых судов приобретали провиант перед выходом в рейс,
Пока процветало Азовское морское пароходство и организация со звучным названием «Торгмортранс» крепко стояла на ногах. Но потом пароходство обанкротилась, и «Торгмортранс» потерял своего главного клиента. Часть помещений пришлось сдать в аренду различным фирмам. Они, судя по всему, не очень-то пекутся о внешнем виде своего местопребывания. Все же хочется верить: рано или поздно историческое здание обретет первоначальный вид.
Буров Сергей Давидович